Когда Робинзону пятнадцать… Часть 1
Смогут ли современные подростки выжить на необитаемом острове? Именно этим вопросом задались педагоги нравственно-патриотической экспедиции «За други своя». И планируя первую летнюю смену этого года, решились на такой эксперимент: по максимуму использовать все возможности природной среды для формирования навыков выживания в экстремальных ситуациях. Нужно было найти место, где было бы все сразу: лес, территория для игр, вода, рыба, грибы и прочее. И потому вместо планируемого сплава по реке Чусовой экспедиция направилась на остров с говорящим названием Голодай на озере Увильды Челябинской области.
В воскресенье 26 июня после ранней Божественной литургии 16 педагогов и 58 подростков, распределившись на 6 отрядов, погрузили свои вещи и отправились навстречу приключениям.
Берег озера встретил ребят неприветливо: под пасмурным небом с ледяным ветром путешественникам пришлось не только разгружать большое количество инвентаря, но и собирать катамараны. И только на закате отправиться в первое за смену плавание. К берегу Голодая причалили уже затемно. Но ни долгий трудный день, ни темнота, ни незнакомый ландшафт не помешали ребятам быстро разбить лагерь, поставить палатки и даже организовать пространство кухни на первое время.
Второй день подарил путешественникам жаркое солнце и достаточно теплую для купания воду. Первую половину дня потратили на дальнейшее обустройство лагеря: повесили иконы и флаги, завершили оборудование кухни, костра для посиделок и т. п. После обеда состоялось торжественное открытие смены.
Вторую половину дня потратили на удовольствия: кто хотел – купался, кто-то рыбачил или ходил за грибами, а кто-то сидел у костра. Полтора десятка ребят с несколькими педагогами на двух катамаранах отправились изучать близлежащие острова – места обитания множества чаек, которые, испугавшись за свои гнезда, оглушительно кричали (очень похоже на озорной смех) и летали над незваными гостями. Но, как и планировалось, в ходе десантирования ни один птенец не пострадал.
Утро вторника, несмотря на сильнейшую ночную грозу, встретило проснувшихся ребят яркими солнечными лучами. Наконец первое серьезное занятие: мастер-классы по формированию навыков, необходимых для выживания.
- Ориентирование на местности с компасом.
- Строительство укрытий и навесов.
- Вязание узлов, необходимых в плавании и для организации лагеря.
- Оформление флагов команд на катамаранах.
- Разведение костра с последующим приготовлением чая из трав.
- Создание луков и стрел из природных материалов (правда, веревку для тетивы все же пришлось использовать заранее подготовленную, как и перья для стрел, ибо чайки свои предпочитают не разбрасывать зря).
А потом сюрприз: вкусного ужина, приготовленного заботливыми руками повара Анны Ильдаровны и дежурного отряда, не будет! И вот тут все стали «робинзонами» – необитаемый остров и дары природы к нашим услугам: наловили рыбы, и наварили не только ухи, но и суп из крапивы, а также напекли картошки в золе и нажарили ее с грибами. Но самое главное: в этот вечер была реализована самая трудновыполнимая из запланированных идей: из обычных камней и глины прямо на земле сложили печь, растопили, замесили тесто и испекли первые 4 булки хлеба. Тесто не успело подняться, поэтому хлеб получился непышным, но невероятно вкусным! Пальчики оближешь!
Четвертый день получился самым незабываемым! Командиры трех армий получили карты близлежащих островов и отправились их покорять. Задачей команд во время «Большой игры» было не только доплыть до нужного острова, но выполнить различные задания. На одном – побыть «робинзонами»: собрать «случайно» выпавшие с катамаранов в озеро бочки с необходимым инвентарем и доставить их на остров, построить укрытие от дождя, развести костер и, конечно, знаками найти общий язык с «Пятницей». На другом – подобно последним героям собрать рассыпавшиеся в прибрежных волнах жемчужины и драгоценные раковины, а также из пленки и веревок смастерить такую систему, чтобы на ней в течение 15 минут смогла продержаться вся команда, не касаясь земли. На третьем – почувствовать себя настоящими пиратами: из луков и стрел попасть по мишеням и связать настоящие пиратские узлы.
Но идеально продуманная система неожиданно дала сбой. Командир отряда под голубыми флагами неправильно сориентировался по карте и направил два своих катамарана на незапланированный и относительно далеко расположенный остров. Педагоги и инструкторы сжали волю в кулак и не позволили себе вмешаться в ситуацию, доверив принятие решений детям. Доплыли быстро, а вот обратно вернуться также легко не получилось: поднялся ветер, волны, и катамараны относило в противоположном направлении. Девочки и груз отправились в обратный путь на веслах, но этому катамарану помог катер. То по волнам, то против волн, длиннющей «змейкой» катамаран около 1,5 часов преодолевал расстояние, на которое первоначально потратил не более получаса. Андрей Валерьевич, все это время перекрикивая сильнейший ветер, управлял рулевым и гребцами. До сих пор удивляемся, как ему удалось сохранить голос. А вот со вторым катамараном случилось чудо!..