«Рад, что попал на реабилитацию, а не в тюрьму»


Сергей приехал в первоуральский Центр социальной адаптации в первый день октября. Совсем недавно решался вопрос о том, где он проведет ближайшее время своей жизни. После смерти родителей Сергей остался совсем один. Опеку над ним взяла двоюродная бабушка, но справляться с воспитанием оказалось непросто. У парня есть особенности развития, сахарный диабет 1 типа, страсть клептомании и даже суицидальные мысли. Периодически он попадался на воровстве продуктов в магазинах, хотя заболевание требует строгого соблюдения диеты. Впереди много работы над собой и своими привычками, которые едва не привели парня в колонию. Но надежда на исправление есть и у самого Сергея, и у специалистов Центра.

Центр социальной адаптации подростков имени преподобного Моисея Мурина – это место, где подростки, вступившие в конфликт с законом и оказавшиеся на пороге колонии, могут изменить свою судьбу. Срок в исправительном учреждении по решению судьи заменяется на прохождение программы реабилитации и адаптации, в ходе которых подопечный получает новые ценностные установки и профессиональные навыки.

Год назад Центр принял первого воспитанника. Парень в подростковом возрасте отбился от рук, перестал учиться, пропадал на улице, бродяжничал, воровал. Был бы у него шанс на возвращение к нормальной жизни, если бы он попал в систему исправительных учреждений – большой вопрос. Но уже тогда, осенью 2024 года, существовала договоренность о сотрудничестве между судьей и Центром социальной адаптации. Поэтому подросток получил условный срок с условием обязательного прохождения программы реабилитации.


Это был небыстрый и непростой процесс. Сначала привыкание, принятие новых правил, распорядка дня, требований. Потом началась более спокойная и кропотливая работа как с самим воспитанником, так и с его мамой. Но в итоге мы выпускали парня с более-менее спокойным сердцем, ведь он очень сильно изменился, – вспоминает руководитель Центра Евгений Шатских.

В августе выпустились из Центра и две первые воспитанницы, Вика и Аня. Девушки также успешно прошли программу адаптации и вернулись домой. У Вики было достаточно серьёзное правонарушение. Поскольку на момент приговора девушке уже было 18 лет, было принято решение, что она будет проходить реабилитацию в полустационарном формате: жить дома, работать, а в определённые дни сотрудничать с нашими специалистами. Спустя полгода Вика воспользовалась законным правом подать апелляцию в суд и попросить досрочного прекращения приговора. А специалисты Центра поддержали её в этом решении и искренне порадовались положительному решению судьи.

Вот что написала Вика после выпуска: «Я хочу выразить огромную благодарность Центру социальной реабилитации имени Моисея Мурина за их профессионализм и душевность! Комфортная обстановка, хорошо организованные программы, внимательный персонал и индивидуальный подход к каждому – благодаря этому Центр становится поистине особенным местом. Я очень рада, что попала в Центр, а не в места лишения свободы. Буду скучать. Также хочу поблагодарить специалистов, которые занимались со мной на протяжении всей реабилитации: психолога Анну Алексеевну, воспитателя Екатерину Дмитриевну, руководителя Евгения Викторовича и весь персонал!»


Аня проходила полугодовой курс также на полустaционаре: жила дома, училась, а затем начала работать, при этом регулярно посещала занятия с нашим психологом, участвовала в жизни Центра и посещала различные мастер-классы.

В Центре я познакомилась с педагогами, отцами и воспитанниками. Я ходила на разные мероприятия, мастер классы и тренинги. Мне понравилось общаться с новым людьми, узнавать что-то новое и с пользой проводить свободное время. Больше всего мне запомнились встречи, в ходе которых мы играли в игры, рисовали, делали пряники. Мы общались и узнавали друг друга. Также два раза в неделю я занималась с психологом. Наши встречи проходили онлайн, что очень удобно. С Анной Алексеевной мы обсуждаем разные темы, делимся событиями своей жизни, обсуждаем будущее и профессии. Этот человек очень помог и поддержал меня в трудный период жизни своей верой в меня. Благодаря ей я учусь понимать себя и свои чувства. Это новый опыт, и я рада, что он проходит с такими людьми. Спасибо большое центру.

Сегодня в Центре проходят программу адаптации трое парней и девушка. Однажды один из ребят с подружкой решили угнать автомобиль, а когда им это не удалось, они очень расстроились и «в отместку» обстоятельствам разрисовали машину. В итоге условный срок и попадание на реабилитацию. 

Все воспитанники пока что только привыкают к новому расписанию и правилам жизни. С каждым ведется индивидуальная работа. Все зависит от особенностей каждого воспитанника, от степени его поврежденности и погруженности в негативные привычки, зависимости, компании. Сергею, например, с которого мы начали наш рассказ, пока нельзя ходить в школу на уроки не только потому, что родная школа находится в другом городе, но и потому, что в школе он чувствует свою бесконтрольность: может уговорить работников столовой выдать ему дополнительную или вредную для его здоровья еду или вовсе сбежать в ближайший магазин и вновь сбить жизненно важный решим. Поэтому он живет в Центре на стационаре. Остальные живут дома, но ежедневно приходят на занятия. После привыкания к новым правилам обязательно начнется более глубокая и серьезная работа.


Одна из главных наших задач – не только вырвать воспитанников из негативной среды, но и показать альтернативные жизненные ориентиры, научить брать ответственность за поступки, – объясняет клинический психолог центра Анна Бизелева. – У каждого из подопечных – своя биография, непростой характер и привычки. У кого-то были проблемы в семье или травля в школе. Их вызывающее поведение – реакция на внутреннюю дисгармонию из-за внешних обстоятельств и особенностей подросткового возраста. Мы стараемся определить источник проблем, работаем над причинно-следственными связями, чтобы подросток понял: можно полноценно и счастливо жить, не нарушая закон

Недавно я понял очень важную вещь. Наш проект – это не просто про социализацию трудных подростков, нарушивших закон. Это, прежде всего, про реабилитацию. Как и в случае с детьми, живущими с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, наши ребята тоже нуждаются в помощи, внимании и восстановлении, только не физическом, а душевном. К нам попадают не «хулиганы» и не «проблемные», а раненые подростки, потерянные, уставшие, нуждающиеся в любви, внимании и понимании. Иногда со стороны кажется: «Такой сильный парень! Почему же он делает глупости?» – но за этими «глупостями» скрываются глубокие внутренние травмы. И лишь системный подход помогает вернуть этим ребятам возможность быть счастливыми и здоровыми, – убежден Евгений Шатских.

Поэтому работа Центра – это совместные усилия психологов, священников, психиатров, спортивных тренеров и педагогов. Это трудотерапия, работа с родителями, духовная поддержка и постоянная забота. Это комплексная реабилитация, где каждый шаг помогает подростку поверить в себя и вернуться к жизни. Центр существует на пожертвования. Сегодня Православная Служба Милосердия ведет сбор на оплату труда педагогов-воспитателей. 

Хочу помочь

Также на портале «Mirom.Help» вы можете поучаствовать в сборе средств на оплату труда психолога.