«Медведь отгрыз мне ногу, а государство забыло, что я есть»

Александру почти 50 лет. В Центре социальной адаптации для бывших бездомных Православной Службы Милосердия он теперь главный повар. Любит и умеет вкусно готовить. На одной ноге, опираясь на костыли, он лихо прыгает вокруг плиты и ловко орудует кастрюлями. На вопрос, где ногу потерял, отвечает: «Медведь отгрыз». И это не шутка.
Детство Александра почти сиротское. Родителей лишили родительских прав, мальчишку поместили в детский дом в области. Когда закончил школу и выпустился из детского дома, то пристроился учиться на маляра-штукатура. Придумать что-то другое сам не смог, а в детском доме ребят старались направить на рабочие специальности, чтобы они могли содержать себя в новой взрослой жизни.
После окончания училища Саша встретил девушку, которая оказалась мусульманкой. Когда молодые люди решили пожениться, то пошли не в ЗАГС, а к мулле, который их благословил и объявил мужем и женой. Вскоре молодые отправились в Башкирию, на родину жены, чтобы там строить жизнь. Родился сын. В конце 90-х годов местный участковый обнаружил у Александра советский паспорт и сказал, что документ нужно заменить и что он поможет это сделать. Советский паспорт был изъят, а вместо него выдана временная справка. К сожалению, нового паспорта Александр так и не дождался.

Семейная жизнь не заладилась, как это часто бывает у детдомовцев. Расставшись с женой и сыном, Александр ушел в никуда, прямо без документов. Жил случайными подработками: стройка, погрузка-разгрузка, подсобные работы.
Последнее место работы было необычным. Александр жил при хозяйстве. Кроме домашнего скота, хозяйка держала медведя. Однажды, зайдя неосторожно к медведю в вольер, чтобы покормить его, Александр отвлекся и вдруг почувствовал, что зверь ухватился когтями за его ногу. Он попытался вырваться, но медведь не выпускал своего кормильца, пока не отгрыз ему ногу.
В больнице выяснилось, что у Александра нет ни связи с родными, ни документов, ни прописки. Сотрудники башкирских соцслужб попытались сделать запрос в Свердловскую область, чтобы установить личность Александра, но так и не смогли этого сделать. Тогда они позвонили в Православную Службу Милосердия.

– Мы встретили Александра, разместили его в нашем Центре социальной адаптации и начали работу по восстановлению документов, – рассказывает сотрудник Службы помощи бездомным Сергей Шляпников. – Действительно, оказалось довольно сложно установить личность человека, потому что на наши запросы в детский дом, где он воспитывался, нам либо не отвечали, либо отвечали, что нужен запрос через госструктуры. Мы помогли Саше составить автобиографию и вот уже почти полгода пытаемся пробиться через бюрократические препоны. Слава Богу, к этой работе подключилась сотрудница УФМС Елена Александровна. С января мы через нее делаем запросы в детский дом, в ЗАГС, где должны были быть зарегистрированы родители Александра, в училище, где он учился. Но либо нет ответов, либо в очередной раз нам отвечают «ждите».
Александр хочет креститься, но периодически впадает в печаль из-за неразрешающихся проблем, вера у него еще слабая. Один из его ключевых вопросов в такие моменты: «Почему Господь попускает детям такие страдания? Почему с детства кто-то лишен и родительской поддержки, и любви, и проходит разные жизненные испытания?.. Иногда мне кажется, что про меня вообще государство забыло, что я был, что я есть». Мы много разговариваем на эти и другие темы, стараемся его по-человечески поддержать в жизненном испытании. Как только документы будут восстановлены, мы поможем Александру оформить инвалидность.
Просим ваших молитв за рабу Божию Елену, которая очень помогает подопечным Центра социальной адаптации! И благодарим всех за поддержку нашего дома для бывших бездомных, в котором сейчас проживают шесть человек. Большинство находятся на стадии оформления инвалидности и устройства в государственные пансионаты, а один начал работать сторожем в головном офисе Православной Службы Милосердия.