Если ты встретил человека, значит, тебе есть чем с ним поделиться

«Я надеюсь, что мы с тобой больше никогда не встретимся». Эта фраза, которая грубо и странно звучала бы во многих ситуациях расставания, в детских больницах часто вполне уместна. Правда, и врачи, и сотрудники, и волонтеры очень хотели бы, чтобы дети, прошедшие многодневное и сложное лечение, выздоровели и уже никогда бы не возвращались сюда – в психиатрическую больницу, противотуберкулезный диспансер, детский онкоцентр... А встречаться можно где-нибудь в другом месте: на улице, в парке, в детском лагере, точно не в больнице. Но, к сожалению, дети порой возвращаются в больницы или уходят навсегда. Сестры милосердия и добровольцы направления «Помощь детям» поделились своими историями на эту тему.  

«За ручку»

Екатерина Карманова, координатор добровольцев в детских отделениях Областной психиатрической больницы:

С Алиной мы познакомились пять лет назад, летом. Ей тогда было лет 10. Этот очень милый и необычный ребёнок нес крест серьёзного расстройства психического здоровья. Алина почти не говорила, но всегда смотрела собеседнику в глаза. Мне казалось, что вот сейчас она скажет что-то важное для тебя... И вдруг слышишь: «Дай конфетку» или «А что это?» Фразы свои она повторяла несколько раз подряд с неизменной улыбкой.

Добровольцы всегда приходят с какими-то активностями для ребят: подвижными и настольными играми, мастер-классами и так далее. Но не все дети к активностям подключатся обычным порядком. Например, Алина во время игр и занятий любила находиться просто рядом. В помещении или на улице она держалась вместе с тобой, шла или просто сидела, положив голову на твоё плечо. Главное – чтобы подержали (поводили) её руку. А ещё она очень любила поизучать содержимое женских сумочек. Если случайно кто-то оставил сумку без присмотра, то Алина обязательно проведёт в ней свою ревизию и будет от этого счастлива. Она ничего не брала, просто разглядывала – очень добрый и любопытный ребёнок. Пока играешь с другими детьми на площадке, она стоит рядом с тобой, смотрит на тебя и на других ребят, а потом взглянет тебе в глаза и улыбнется.

За пять лет посещения детей в больнице с Алиной я встречалась в разных отделениях. По-видимому, она регулярно (два раза в год) проходила лечение. За это время она подросла, стала похожа на девушку всё с тем же светлым внимательным взглядом. И хоть говорят воспитатели, что она ничего не понимает и особо не помнит, но, когда мы, добровольцы, приходили в отделение, она всегда одной из первых подходила к нам обниматься и, конечно, просила конфетку.  Мы заново знакомились и старались дать ей то, что она ценила больше всего – контакт «за ручку».

«Я выросла»

А эту историю рассказала сестра милосердия Надежда Бычина, которая когда-то работала в областной психиатрической больнице, а затем стала приходить туда в качестве добровольца и координатора. И, конечно, за время ее многолетнего служения в направлении «Помощь детям» у нее также случались встречи с «бывшими» подопечными. Вот одна из таких встреч.

Иду я как-то по центральной аллее психиатрической больницы, и вдруг ко мне бросается высокорослая девочка-подросток с криком: «Надежда Александровна! Это вы?! А это я! Вы меня помните?» Мы радостно обнимаемся, хотя я честно признаюсь:

Я тебя не помню.

Так ведь я же выросла! А помните, мы с вами делали Святого Духа?

И это я не сразу поняла, а когда поняла, что она имеет в виду, то сразу все вспомнила. Действительно, девочка выросла. Когда мы познакомились, ей было лет шесть. Она проходила лечение от заикания в детском отделении больницы. Маленькая, белобрысенькая. На одном из творческих занятий мы делали простую и очень красивую поделку – белого голубка (мы и сейчас периодически делаем голубка с другими ребятами). Вырезанный из бумаги, украшенный блестками и пушинками, он насаживался на деревянную палочку и воздушно взмахивал крыльями. По ходу занятия я рассказывала детишкам о том, что в виде голубя изображается на иконах третье лицо Святой Троицы – Бог Дух Святой. И вот прошло около 10 лет, а девочка (кстати, от заикания не осталось и следа) помнит голубка, помнит меня и наши встречи.

«Боже, помоги принять волю Твою»

Екатерина Непочатова, постовая сестра милосердия в детском онкоцентре (отделения онкологии и гематологии Областной клинической детской больницы) очень хорошо знает, как дети могут уходить из больницы навсегда. Кто-то поправляется и начинает жить обычной детской жизнью, а кто-то уходит в вечность:

Последние недели марта выдались смирительными и невесёлыми. Ушли два ребёнка. Совсем малыш Артемий. То, что его успели покрестить, это во многом заслуга одной из мам. Я сама в те дни заболела, не выходила в отделения, но опытная мама-христианка нашла в себе силы и решимость поддержать маму Артемия. Она рассказала о необходимости крещения и возможности совершить таинство прямо здесь, не откладывая. Потому что откладывать в критической ситуации нельзя. Мама малыша согласилась и связалась со мной, а я уж вызвала в отделение отца Петра Козулина. Батюшка покрестил малыша, был с мамой на связи. А потом… не прошло и недели… он же его и отпевал.

В эти же дни мы расставались с отроковицей Христиной. Ещё в среду я была у них в палате реанимации. Мама сообщила, что вердикт однозначный, шансов нет. Говорили о том, что как жаль, что Истину мы познаем чаще всего тогда, когда поздно, и, оказавшись ТАМ, уже не можем ничего никому рассказать. Мне показалось, что она уже все приняла: болезнь дочери, такую тяжкую волю Божию об их семье. Без Бога понять и принять это было бы совсем невозможно… Мы поговорили, а на следующий день мне пришло сообщение, что Христины не стало. Упокой, Господи, ее душеньку.

Цените каждый день, проведенный с близкими. Цените каждую «неслучайную» случайную встречу. Ведь если ты встретил человека, значит, тебе есть чем с ним поделиться.

«Любовь никогда не перестает», – писал апостол Павел. То есть то, что ты по любви отдал людям, не забывается ни самими людьми, ни Богом.

Поддержать работу постовых сестер милосердия и добровольцев в детских больницах