Самый трудный подвиг в жизни – это постоянство
В ноябре нашей самой старшей сестре милосердия исполнилось бы 83 года. 10 дней назад она отошла к Тому, Кому служила всей своей жизнью, всем сердцем, всей верой. Елена Федоровна Смирнова в сестричестве со дня его основания. 22 года назад она впервые вышла в 36-ю городскую травматологическую больницу и стала одной из первых постовых сестер, несущих послушание в постреанимационной палате. Говорят, что самый трудный подвиг в жизни – это постоянство, которое может вырасти только на почве веры, верности и милосердия. Она была такой верной христианкой.
В Свердловске она оказалась, как сначала ей виделось, случайно. На Урал ее послали по распределению работать на Компрессорном заводе. На нем она и трудилась много-много лет. Семьи и детей у нее не было, но жизнь в отдаленном промышленном районе Екатеринбурга сама Елена Федоровна считала явным Божиим промыслом. Ведь именно здесь располагается больница, на долгие годы ставшая местом ее служения. Будучи уже в пенсионном возрасте, она еще работала и все чаще ходила в храм, где служил ее духовник, протоиерей Евгений Попиченко, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии. Собственно, сам Отдел и сестричество началось с того, что несколько прихожанок подошли к батюшке и выразили желание послужить ближним, чтобы хоть как-то исполнять заповедь о любви. Первым учреждением, куда пришли сестры, стала травматологическая больница. Сначала они совершали обходы порученных отделений, исполняя простые просьбы пациентов, но вскоре был организован пост милосердия в постреанимационной палате. С этого момента началась новая жизнь Елены Федоровны. Ради служения она оставила родной и любимый завод и официально (для заводских) вышла на пенсию.
– Сестричество – это моя жизнь, жизнь сестры милосердия. Самые по-хорошему волнительные моменты – когда тяжелые подопечные, находясь в реанимации после операции, приходят в себя. Слава Богу, что ты нужна людям, что можешь оказать им реальную помощь как духовную, так и телесную, – говорила Елена Федоровна.
– Глядя на Елену Федоровну, каждый раз я думал, что возраст и состояние здоровья – не помеха для милосердного служения. Чем старше человек, тем больше он настроен не брать, а отдавать. Отдавать то, чем обогатилась его душа за время жизни. Кто-то проживает жизнь так, что в преклонном возрасте у него нет ни здоровья, ни душевных сил заниматься чем-то, кроме телевизора. Иногда даже на внуков сил нет. А наша Елена Федоровна была безусловным примером для молодых, примером жизнестойкости и верности Христу, – воспоминает отец Евгений Попиченко.
Казалось бы, она жила не только рядом со своей больницей, но и с храмом (храм святителя Луки Крымского на Компрессорном), но продолжала ездить в храм Пантелеимона, не ссылаясь на пробки и долгую дорогу. А когда отца Евгения перевели в Успенский собор на ВИЗе, то стала ездить туда, пересекая половину города на общественном транспорте.
– Она не захотела оставлять духовника, родных сестер, поэтому несколько раз в неделю совершала это свое паломничество. Никогда не опаздывала на службу, не пропускала своей очереди читать сестринскую Псалтирь о подопечных и благотворителях. Она всегда была на месте. Меня всегда удивляла и восхищала такая стойкость и верность, – вспоминает Татьяна Ананьина, руководитель Отдела милосердия. – Впервые я увидела эту пожилую сестру много лет назад, когда пришла добровольцем в 36-ю больницу. Мы, новенькие, принимали участие в обходах отделений и лишь одним глазком, мельком заглядывали в постреанимационную палату, где служила Елена Федоровна. Сама эта палата была для меня «святая святых», а постовые сестры как духовные богатыри, небожители.
Мы всегда были уверены, что она выйдет на свой пост, если нет какой-то супер-уважительной причины. А ведь это физически и душевно очень тяжелый пост, на котором она трудилась без поблажек по отношению к себе. Всегда видели ее на службах в храме. Добиралась с пересадками. Да что там храм! Даже на Царский крестный ход от Храма-на-Крови до монастыря на Ганиной Яме она проходила пешком в мобильной группе, которая поддерживает паломников. Для меня Елена Федоровна – свеча, горящая и согревающая. Царствия небесного!
Евгения Васюкова, старшая сестра в ГТБ № 36:
– Удивительно и утешительно, когда на твоем жизненном пути встречаются такие люди. Елена Федоровна несла свое служение, не отвлекаясь на другие важные и привлекательные дела. Все подопечные 303-й палаты для нее были близкими и родными людьми. Своих она точно не бросала, а когда я пыталась подобрать ей работу полегче, то она настоятельно просила не давать ей никаких скидок на возраст, убеждала, что она готова наравне с молодыми трудиться.
В заштат Елена Федоровна вышла неохотно в 80 лет. Поспособствовал ковид и временное ограничение доступа сестрам и добровольцам в больницу. Но и во время ковида она продолжала напоминать старшим сестрам милосердия, говоря: «Если помощь нужна, говорите, я выйду, помогу!» Быть нужной и полезной людям – одна из характерных черт Елены Федоровны. В последние годы здоровье стало подводить, поэтому ей дали послушание молиться за подопечных, благотворителей и сестер милосердия. Сложное послушание, сравни схиме у монашествующих.
Не знающие назвали бы ее одинокой, но она не была одинока, она сделала все, чтобы быть полезной людям. Ведь говорят же, что твоя ценность измеряется количеством людей, которые не могут обойтись без твоей помощи. Сколько их было таких людей: тех, которых она выходила в больнице, грамотным уходом помогла выкарабкаться с того света, которые выписались и вернулись к своей обычной жизни. Она достойно пронесла свой жизненный крест, не сошла с него, но по нему взошла к Богу.
Светлая память!