«Дать краба шефу», или Самый вкусный проект Службы Милосердия

Азы профессии, начальный опыт, желание работать и первоначальные связи в профессии - хорошее начало для молодого человека. А что если речь идет о выпускнике детского воспитательного учреждения? Кажется, что такое невозможно. Чаще выпускники детских домов и интернатов неподготовлены к жизни. Проблема неадаптированности, неумения решать бытовые задачи, строить отношения - вот стандартный “багаж” выпускника, с которым он выходит во взрослую самостоятельную жизнь. Об проблемах детей-сирот много написано и сказано. Но сегодня мы расскажем не о проблемах, а о возможностях, которые открылись перед молодыми людьми благодаря доброй инициативе.

Доброволец екатеринбургской Православной Службы Милосердия Яна Пальчикова много лет работает в ресторанном бизнесе. Яна - тренер, занимается обучением персонала и знает все о гостеприимстве. Именно она стала двигателем в живом и интересном проекте, созданном для детей из детских домов и интернатов.

Суть проекта проста. Небольшая команда подростков из детского учреждения берет уроки кулинарного мастерства у шеф-повара одного из екатеринбургских ресторанов. За период обучения ребятам необходимо освоить несколько простых, но вкусных блюд из серии “бери и делай хоть каждый день”. Цель проекта - дать заинтересованным ребятам то самое “хорошее начало”, то есть азы профессии, начальный опыт и первоначальные связи в профессии. Это своеобразная проба пера. О том, как все настроено и как работает проект, мы узнали из первых уст, от самой Яны.

Идея и едномышленники.

- Тема обучения детей мне всегда была близка, потому что в ресторанном бизнесе многие молодые люди начинают пробовать себя в профессии. В моей личной практике были случаи, когда мы брали на работу и на обучение молодых людей в возрасте от 13 лет и старше. Перед глазами также пример моего племянника, который с 10 лет учился готовить с разными шеф-поварами и потом сам стал поваром в ресторане.

Став добровольцем Службы Милосердия я услышала, что направление “Помощь детям” заинтересовано в развитии проектов, связанных с профориентацией детей-сирот. Какого-то единого проекта в Службе не было, все держалось на частных инициативах: так одна добровольческая семья организовывала занятия по автоделу, кто-то знакомил ребят с профессиями в рамках наставничества. Вот я и подумала, что можно настроить обучение ребят поварскому мастерству. Благо, дружеские связи и знакомства в этой сфере у меня есть.

Мы договорились с первым детским учреждением. Ребята, в принципе, были готовы начать обучение. Сначала планировали заниматься на базе кафе при Соборе Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе, но оказалось, что шефам-наставникам в силу занятости сложно выезжать куда-то. Тогда я обратилась к директору ресторана, с которым сотрудничала. Директор вообще всегда поддерживает мои инициативы по поводу помощи детям, всегда очень открыта к проектам, которые поддерживают и развивают детей. Команда ресторана тоже живо откликнулась на предложение, мы с шеф-поваром продумали программу, составили учебное меню и в 2022 году запустили первый набор из 4 детей.

Кухня проекта.

- Накануне обучения руководитель направления “Помощь детям” договаривается с очередным детским воспитательным учреждением: решаются вопросы доставки ребят на место обучения и, конечно же, набирается команда. Привозит ребят обычно воспитатель, может помочь координатор от Службы Милосердия. А на торжественную выпускную встречу приезжает даже директор детского дома. Вообще сотрудники учреждений всегда очень поддерживают ребят. А от ребят главное - желание! Мы всегда это особо подчеркиваем: “Это не обязаловка. Приглашаем только тех, кто действительно хочет попробовать свои силы в готовке, у кого есть искорка”.

Для обучения мы стараемся выбирать те дни и то время, когда это удобно ресторану: чтобы было не так много гостей, и чтобы шеф-повар мог спокойно уделить ребятам время.

Всегда с шефом мы оговариваем програмные блюда. Ребята должны научиться готовить то, что потом смогут сами повторить в детском доме или в своей взрослой самостоятельной жизни после выпуска из детского дома. При этом они должны знать, как и чем можно заменить недостающий ингредиент. Например, если ты собрался приготовить салат и вдруг обнаружил, что для сложного соуса чего-то недостает, то ты уже знаешь, как сделать аналог соуса из сметаны и майонеза.

Вообще все шефы, с которыми мы уже поработали, оказывались открыты к сотрудничеству. Причем у большинства главным мотивом становится не сочувствие к детям, а желание поделиться радостью от того, что ты занимаешься любимым делом. Когда-то они сами для себя открыли эту профессию, преуспели в ней, научились получать радость от мастерства и сейчас хотят заинтересовать детей, помочь попробовав свои силы в профессии.

Такие разные хорошие дети

- Недавно у нас состоялся 7 выпуск ребят. Вообще за ними очень интересно наблюдать. Бывали ребята более сдержанные в проявлении эмоций: стоят, смотрят, внимательно запоминают и записывают, “мотают на ус”, все повторяют - идет внутренняя серьезная, но скрытая от посторонних глаз работа. Как мы это поняли? Несколько раз шеф-повара делились, что не могут в ходе работы получить от ребят ответную реакцию, то ли ее нет, то ли ее не видно. Ребята не проявляют вовлеченности, отсутствует инициатива. Поговорили с руководителем детского учреждения, которая объяснила, что это особенность конкретных ребят и невыраженность реакций не означает то, что им не интересно. Мы успокоились, продолжили работать и увидели, что в итоге ребята все запомнили, все сумели повторить, порадовались результату.

Была история, когда мы в одном из ресторанов решили с шеф-поваром поэкспериментировать и провести экзамен в формате реальной рабочей кухни и команды. Ребята должны были самостоятельно определить, кто будет шефом, кто будет помощником, а кто будет поварами, которые будут готовить непосредственно. Набор продуктов тоже был им изначально неизвестен. Продукты появлялись из черного ящика, а ребята должны были выбрать продукты и придумать что из них можно приготовить. Но мы столкнулись с тем, что ребята не смогли друг с другом договориться, несмотря на то, что это была одна команда ребят за одного учреждения. Им было сложно. Тогда мы им немного помогли с распределением ролей, что-то подсказали, и дело пошло. Сейчас для экзамена есть фиксированный набор продуктов и конкретные блюда. Их названия мы пишем на бумажках, ребята их вытягивают и кто что вытянет тот то и готовит. Так им проще.

А бывали группы очень эмоциональные: глаза горят, много вопросов, бурные обсуждения, предложения по изменению рецептов и так далее. После занятий они рассказывают о том, что делали, что получилось или не получилось. На занятия бегут с горящими глазами и огромным ярко выраженным желанием.

Бывает так, что собираются ребята, которым удается хорошо работать в команде. Тогда мы отрабатываем командную работу, как бы соревнуясь: парни готовят с парнями, а девчонки с девчонками.

Разные дети. Есть те, кому сложно дается самостоятельная работа, то есть им нужны постоянные подсказки, поддержка, направление. Они могут сделать то, что им сказали и стоять ждать указаний. А есть те, кто может самостоятельно готовить сложные блюда, импровизируя.  Например, шестой раз проходит обучение Арсений, воспитанник Семейного дома “Радость моя”, один из приемных детей семьи Афанасьевых. У Арсения как раз искорка, ему нравится готовить. У парня есть своя толстая тетрадка с рецептами, описанием технологии приготовления блюд. А дома он все повторяет, придумывает свои блюда, такие шедевры готовит, что не каждый взрослый сможет приготовить такое!

Кстати, одна из групп, в которой учился Арсений, выпала на период Великого поста. Арсений из семьи, в которой пост соблюдается, а в ресторане ему нужно готовить в том числе и мясные блюда. Как быть, ведь после занятия обычно ребята у нас пробуют то, что приготовили? Арсений придумал выход из положения: в конце занятия он всегда просил с собой завернуть то, что можно есть в пост и увозил домой свои шедевры, чтобы братья и родители смогли тоже попробовать. А те по любви пробовали.

“Дать краба шефу”.

Здорово, что ребята приходят не на учебную, а на настоящую кухню в настоящий ресторан. А кухня - это отдельный мир, отдельное государство со своими законами, разные люди, разные цеха и оборудование. После занятий у нас всегда много вопросов: какие должности здесь есть, кто что делает, кто сколько получает, кто кому подчиняется и так далее. То есть для ребят это тоже урок - почувствовать коллектив.

Предпоследний набор состоял из одних парней, которые сами очень быстро установили теплейший контакт с шеф-поваром! Однажды после занятия они уже на выходе вспомнили, что в суете забыли попрощаться с шефом: “Ребята! Стоп! Мы же с шефом не попрощались!!! Надо краба ему дать!” - развернулись и пошли “давать краба”. Я была тронута таким отношением до слез... Ведь мы не просто учим азам профессии, а учим и взаимодействовать с людьми. Они заходят на кухню, как к себе домой: “Яна, нам ничего подсказывать не надо. Мы с шефом сами обо всем договорились!”. Такой результат радует.

Благодарим за сотрудничество команду компании “Center” - рестораны Кирилла Шлаена “Карбонара”, “Дабл бар”, “Большой Грузинский”, “Хинкали Котэ”, “Остерия дольче” и “Агонь”, а также директора Ольгу Лефтерогло.

05 июня 2024г.