Протоиерей Евгений Попиченко: «Если человек не умеет быть счастливым, то он не может помочь ближнему»
Обычно кажется, что человека, который изъявил желание быть волонтером или добровольцем, должны встречать с радостью и безо всяких условий. Но даже в светских благотворительных организациях условия есть и самые разнообразные, от знания иностранных языков и физической подготовки до самых специфических требований.
Руководитель Службы добровольцев Наталья Заякина рассказала о том, есть ли какие-либо ограничения и требования к потенциальным помощникам в Православной Службе Милосердия:
– Мы открыты для всех, всех принимаем. Но наша Служба добровольцев с самого начала существования была защищена от «неподходящих» людей тем, что она функционировала в Церкви. Бывает, что на собеседования приходят люди не верующие или другой веры (например, мусульмане или протестанты). Их доброе стремление помогать ближнему у нас получает возможность реализоваться. Знаю несколько добровольцев-мусульман, которые помогают в центрах гуманитарной помощи. К тому же для таких людей помощь в нашей Службе – это еще и возможность лучше познакомиться с православием и с православными людьми. Через совместную работу, оказание помощи подопечным, через встречи и общение они узнают нас, избавляясь от каких-то заблуждений насчет Церкви.
У нас существуют такие встречи-благословения или встречи-знакомства с руководителем Службы. На этих встречах тоже идёт со-настройка человека с какими-то первоначальными требованиями добровольца, и он на таких встречах понимает, ему вообще интересно с нами дальше двигаться или нет. Он знакомится сразу с руководителем всей Службы и понимает, какие у нас есть ценности здесь, и на что мы опираемся, и соответствуют они его ценностям или нет.
Веру мы не навязываем, но также и не позволяем добровольцам навязывать свое мировоззрение подопечным, если их взгляды чужды православной вере и могут навредить подопечным. Так, например, однажды мы ограничили одного добровольца, который очень хотел заниматься с детьми и транслировать свои ценности, которые даже в плане нравственности очень диссонировали даже с общепринятыми моральными нормами. Но, повторюсь, такое бывает редко. В основном само название «православная» защищает нас от прихода людей, которые настроены откровенно воевать с православием, – рассказала Наталья Заякина.
К претендентам на должность координатора добровольцев требования более жесткие. Собеседования с ними проводит не только руководитель Службы добровольцев и направления, но и духовник Службы Милосердия, протоиерей Евгений Попиченко. И уже на первых таких встречах кандидат слышит о том, что для координатора обязательно пройти курс огласительных бесед (бесед, посвященных основам православной веры) и постараться избавиться от смертных грехов. Почему выставляются такие условия?
Отвечает отец Евгений Попиченко:
– Наша задача не только организовать какой-то процесс, чтобы все, как тимуровцы, бегали помогать старушкам, собирать макулатуру, делать добрые дела. При этом человек должен быть еще и счастлив. Это возможно только тогда, когда в его сердце приходит благодать Божия. А если сердце не способно ее воспринять, то оно и не может быть счастливым и не может подарить счастье, радость, утешение ближнему.
В нашу большую Службу добровольцев все время приходят новые люди, желающие изменить мир к лучшему. Как в армии есть офицеры, которые руководят рядовыми, так и в Службе есть координаторы, помощники руководителей. Через них проще до людей доносить какие-то задачи и быстрее реагировать на запросы самих добровольцев. Координатор – это человек, который постоянно на связи с добровольцами и руководителем. А еще он должен быть хорошим проводником Божией благодати. Как известно, хороший проводник тот, в ком малое сопротивление (большое сопротивление не дает энергии проходить). Господь говорит: «Я лоза, а вы ветви. Не может ветвь жить сама по себе, приносить плод, если она не на лозе». И так же человек: он не может быть плодоносным сам по себе, он пустышка, химера. И если ветвь не на лозе, она сама из себя не может принести плод. Есть такой духовный закон.
Когда появляется способный человек, искренний, желающий так потрудиться, мы просто обязаны проговорить одно очень важное условие, которое я никогда не упускаю из виду. Оно принципиальное. Недавно было собеседование с одной женщиной на должность координатора добровольцев. Разговариваем, я задаю вопрос, который всегда как бы на поверхности: «А как у вас семейная ситуация?» Кто-то одинок, а кто-то говорит, что есть семья. Причем есть такой интересный нюанс: у нас в России число замужних женщин больше, чем женатых мужчин. Потому что женщине кажется, что она замужем, а мужчина просто удовлетворяет какие-то свои потребности и не считает, что состоит в браке. Поэтому я всегда уточняю: «А у вас брак законный или гражданский?» И вот моя собеседница немного смутилась и говорит: «Вы что такие вопросы задаете?» – «Потому что это принципиальный вопрос нашего с вами взаимодействия». Доверить человеку заботу о добровольцах я могу только в одном случае – если человек находится в связи с Церковью.
Если человек находится в гражданском браке, значит, он отсек себя от Церкви. Ему нельзя причащаться, он не может хранить в себе энергию благодати, потому что он как пробитый сосуд (сколько в него ни вливай, если у него дно выбито, только в осуждение будет расход этой благодати). Поэтому важно, чтобы душа была целостная. А для этого она не должна пребывать в смертных грехах. У человека должна быть какая-то настроенная здоровая церковная жизнь, он должен быть на лозе, в Церкви. И тогда через него, через его таланты и душеустроение Господь невидимо будет и других добровольцев подтягивать к Церкви. Это моя главнейшая задача как священника и руководителя: не просто организовать кружок по интересам, а помочь людям, которые еще Бога не знают (потому что шаг в добровольчество – это всегда неосознанный поиск Бога), Его по-настоящему найти и в сей жизни, и в жизни вечной. А для этого цепочка, в которой координатор является одним из звеньев, должна быть замкнута. И, конечно, на той встрече с потенциальным координатором мы договорились, что пока ситуация не изменится, мы сможем сотрудничать только как с добровольцем.
Жесткое условие? С точки зрения гипертерпимого ко греху сегодняшнего дня, да, жесткое. Но, кстати, после таких бесед очень многие люди впервые решаются что-то изменить в своей жизни. Ведь совесть им давно подсказывала, что что-то не так. Решаются, исправляют и живут потом чище, счастливее!
Нашими помощниками становятся совершенно разные люди вне зависимости от пола и возраста, но у всех них есть главное – желание помочь в беде. Вы тоже можете присоединиться и стать частью нашей команды доброты, выбрав максимально подходящее направление помощи. У нас сформирована дружная команда добровольцев, которая всегда подскажет, научит и поддержит.