Мальчик-эхо начал говорить самостоятельно. Поможем Леве подготовиться к школе
Лева Хохряков был желанным и долгожданным ребенком. Первые дни вместе с мамой они провели в роддоме, а затем выписались домой, все было хорошо. Имя малышу выбрали мужественное и царское – Лев. Папа решил, что с таким именем мальчик всегда будет победителем. Про такие планы родителей Лева не знал, но был очень бодрый и активный, рано начал поднимать головку и переворачиваться на живот. Были и особенности, к которым научились приспосабливаться: например, из-за аллергичности врачи давали не только рекомендации по питанию, но и медотвод от прививок.
– Так как он хорошо и по возрасту развивался, набирал вес, то в 10-12 месяцев мы начали ставить прививки. И, к сожалению, постепенно стали замечать, что развитие ребенка тормозится: Лева стал меньше лепетать, слова и вовсе не появлялись, не было указательного жеста и внимания со стороны ребенка. Он чаще стал капризничать, мог плохо спать ночью. Врачи успокаивали, мол, каждый развивается по-своему, – вспоминает мама Мария.
Она пыталась не думать о тревожном, но ближе к двум годам поняла, что ребенка невозможно отучить от памперсов и бутылки с соской, что пищу он ест только пюреобразную и очень выборочен в еде и напитках. А еще было самое страшное – малыш совсем не играл с детьми на площадках и как будто даже старался их не замечать.
– В три года я повела сына в детский сад и поняла, у моего малыша огромные проблемы. Он не такой как все: отсутствие речи, капризы, отторжение людей, боязнь нового – все это очень сильно отличало Леву от других детей. Я начала бить тревогу. Сначала обследовались в обычной детской поликлинике, потом ходили в речевые центры и к частным врачам. Поставили предварительный диагноз – расстройство аутистического спектра (РАС).
Для Левы началась череда диагностик и занятий: логопед, АВА-терапия, дефектолог, нейропсихолог. Результаты были, но в 5 лет диагноз «аутизм» все же подтвердился. Сегодня Лева в речевом плане – это мальчик-эхо, он почти не может говорить самостоятельно, а только повторяет за окружающими слова (это называется эхолалия). Он усидчивый, выполняет задания, повторяет за преподавателями. Лева очень спокойный и ласковый мальчик. Его любимое увлечение смотреть музыкальные мультики и раскрашивать.
В детском саду и на реабилитациях его очень хвалят, подчеркивают потенциал. Лев мог бы пойти учиться в коррекционную школу, но даже туда берут учиться, только если у ребенка есть речь. Без речи он сможет обучаться только дома. А благодаря реабилитациям у него как раз только-только появился интерес к общению с окружающими, он то и дело старается привлечь к себе внимание звуками и жестами!
Леве очень помогает реатерапия. В ходе терапии идет воздействие микро-током на отстающие в развитии зоны головного мозга, стабилизируется внутричерепное давление, уменьшается тонус спастических мышц, снижается возбудимость.
– Уже в ходе первых занятий он стал обращаться к врачам со словами. Заходя в кабинет, он говорил «здравствуйте» – для нас это просто прорыв. Сразу по возвращении домой у него появился указательный жест, более четкое повторение слов. Мне кажется, что он даже повзрослел. После второго курса сын стал самостоятельно строить простую фразу, интересоваться новыми играми и людьми, просить помощи, пробовать новую еду. У него получилось выучить стихотворение и рассказывать его. У нас появился новый логопед, и специалист заметила хороший речевой запас у ребенка. Появилась новая цель – учить ребенка формировать фразу из двух-трех слов.
Сейчас Лева находится на третьем курсе реабилитации. Он очень насыщенный и дорогой, так как проходят активные занятия с логопедом и дефектологом, нейрокоррекция и сенсорная интеграция, обучение навыкам общения по карточкам ПЕКС посредством АВА-терапии и так далее. В общем, Лева действительно оправдывает свое победоносное имя.
К сожалению, папа, который и придумал ему имя, ушел из семьи. Мама воспитывает сына одна, а пенсии и алиментов на оплату курсов реабилитации, конечно, не хватает.
– Огромное спасибо опытным врачам, хорошим реабилитационным центрам и неравнодушных людям, готовым помочь детям с тяжелыми неврологическими отклонениями стать такими же детьми, как и все!