Фредерика де Грааф: «Состраданию можно научиться только из своей собственной хрупкости»

Делать что-то на 100% – желание большинства ответственных людей. В ситуации ухода за тяжелобольным это означает и правильный уход, и грамотную душевную поддержка. Наладить уход в разы проще, чем научиться находиться рядом с тяжелобольным человеком, не впадая в фальшь и не выгорая. Часто люди, чувствуя свою неготовность встречаться с концом жизни другого человека, прячутся в ложный оптимизм (вплоть до отрицания или игнорирования факта болезни) или в суету («столько дел, что надо скоро бежать»). Больной человек видит фальшь и чувствует себя лишним и одиноким. А «сбежавший» в суету и ложь близкий несет на своих плечах тяжесть вины перед близким. Как реально помочь тяжелобольному, и как быть с человеком на 100%?

Фото из открытых источников

Фредерика де Граф – ведущий эксперт в области психологического сопровождения в паллиативной медицине, психолог и рефлексотерапевт Первого московского хосписа имени В. Миллионщиковой, духовная дочь митрополита Сурожского Антония (Блума), имеет многолетний опыт соприкосновения с тяжелобольными и умирающими. В качестве преподавателя она принимает активное участие во многих международных и российских конференциях и семинарах по паллиативной помощи, читает лекции будущим медикам, богословам и психологам о специфике работы с тяжелобольными людьми и их родственниками. Недавно она поделилась этим опытом с участниками семинара по больничному служению, организованному Православной Службой Милосердия в Екатеринбурге. И хотя Фредерика утверждает, что нет единого рецепта поддержки тяжелобольного и тем более уходящего в вечность человека, мы выделили в ее выступлении несколько важных принципов. Надеемся, что они будут полезны для тех, кто ухаживает за близкими или выходит в качестве добровольца в хосписы, паллиативные отделения и патронажные адреса.

Все начинается с молчания, причем молчание должно быть внимательным и сосредоточенным на человеке. Быть с ним и с собой и никуда не спешить, ничего не планировать, не скучать и смотреть в телефон, а сосредоточится на со-бытии. Это очень сложно. Здесь нужны дисциплина ума, сердца и воли, но в этом упражнении мы учимся преодолевать свою эгоистическую самость. Такой дисциплине нужно учиться, – говорит Фредерика и дает еще несколько практических советов.

Есть только «сейчас»

Когда человек заболевает, то он часто вспоминает о том, как болели его родственники или знакомые. Он примеряет на себя те сложные моменты, свидетелем которых был когда-то, забывая о том, что каждый болеет неповторимо. Гипотетические сложности, опасности рождают страх, смятение, страдания. Человек живет и мучается этим страхом, хотя в настоящем еще ничего нет. Он или его родственники живут вне себя, теряя чувство настоящего момента из-за страха.

Некоторые вообще проговаривают свои представления о будущих похоронах, проживая чувство потери, когда близкий еще не умер. Он здесь, он жив! Вы находитесь здесь и сейчас. Чувство настоящего успокаивает и отрезвляет, помогает решать текущие задачи. Твое присутствие рядом важнее всего, оно очень многое может дать близкому.

Состраданию можно научиться только из своей собственной хрупкости

Чтобы хотя бы отчасти прочувствовать то, что переживает заболевший близкий, необходимо задать себе несколько вопросов: «Что я буду чувствовать, если сейчас врач скажет, что мне осталось жить полгода, что у меня рак 4 стадии, что лечение не помогло?».

Иногда я даю такое задание своим студентам-медикам, и они почти всегда пишут, что испытывают страх боли и смерти, растерянность, страх расставания с близкими и сожаление о потерянном времени жизни. Так вот заболевший человек чувствует примерно то же самое. Глубокое «Я» человека в такие моменты проживает суд над собой, над сделанным и не сделанным. Если веры у человека нет или она слаба, то человек может под влиянием болезни думать: «Все. Раз я не могу делать обычные дела, то я никто». Но ведь это не так! Образ Божий никуда не пропадает от того, что человек стал немощным. Важная задача ухаживающего человека – показать ценность болящего близкого.

По мнению Фредерики, эта задача решается не через слова, а через дела. Особую роль играют прикосновения. Ухаживающий должен быть предельно внимательным к тому, как он осуществляет уход: как переворачивает, как совершает гигиенические процедуры, с каким выражением лица выносит судно и так далее. Нужно делать все так, как вы бы хотели, чтобы ухаживали за вами.

Будьте внимательны к тому, как вы прикасаетесь к человеку: с любовью или неприязнью. Если теплоты нет, и вы скованы страхом, то, в первую очередь, поработайте с собой, а потом подходите к больному.

Будьте внимательны к языку тела

Язык тела говорит о телесном и душевном состоянии больного. Нужно быть очень внимательным к нему, чтобы знать, можно ли сейчас говорить или действовать.

Иногда человек говорит, что «у меня все хорошо», но у него такие грустные глаза! Через них изливается боль, страх, сомнения. Каждый человек жаждет, чтобы его близкие увидели – «Я существую». Не избегайте обращенного на вас взгляда человека, это просьба о помощи или сигнал, что он хочет поговорить.

Если говорить, то о чем?

Говорить можно обо всем, о чем хочет поговорить болеющий или умирающий человек. Нужно быть к этому готовым. Внимательным и молчаливым присутствием мы даем человеку возможность найти волнующую его тему, выговориться, но затем нужно ее поддержать. Для этого нужно быть не только верующим, но и образованным человеком: быть готовым говорить о книгах, фильмах, музыке, истории. Важно также проговорить страхи подопечного. Если человек боится болей, то можно сказать о том, что мы постараемся его обезболить, что будем рядом, что в любом случае он не останется одиноким и беспомощным.

Нельзя говорить о болезни, боли, беспомощности и смерти, если человек сам об этом говорить не хочет! Если больной хочет поговорить, но никак не решается начать, можно помочь ему наводящим вопросом: «Как ваше самочувствие сегодня?», «Давно ли вы болеете?» или, если вы уже давно общаетесь, «Чему вас научила ваша болезнь?».

Не «за что», а «зачем»

Принятие болезни так же, как и покаяние, дает облегчение и телу, и душе. Ведь принятие – это когда человек перестает воспринимать болезнь как наказание («за что мне это?!») и начинает думать «зачем мне это?». Из состояния трагической жертвы он переходит к состоянию победителя.

Если есть смысл страдания, то появляются и силы его переносить. Никогда не забуду Дмитрия, который умирал от рака. За ним ухаживала жена, мы его навещали, но однажды он наедине признался мне, что хочет покончить жизнь самоубийством. Его пугала боль, беспомощность… Это понятно. Мы об этом поговорили. А через какое-то время он вновь вернулся к теме: «Я больше не думаю о самоубийстве». На мой вопрос, с чем связано изменение его мнения, он ответил, что много думал, и ему «Бог открыл что будет, если стойко пронести крест до конца». Тогда он принял не только болезнь, но и предстоящие муки, когда появился смысл.

Мы не можем подсказывать «готовые смыслы» больному человеку, он должен сам их найти с Божией помощью.

Телесное самочувствие – отражение состояния души

В книге «Жизнь. Болезнь. Смерть» митрополит Антоний рассказывает о некоем Александре, который только через болезнь смог вырваться из привычной суеты. Это был очень занятой человек, духовная жизнь которого строилась по остаточному принципу. И когда он заболел, то ему было очень тяжело отказаться от всех планов, дел, срочности и т.д. «Мне очень много нужно сделать, а сил нет». Тогда вместе с владыкой Александр начал учиться «быть, но не делать». Сосредоточившись на своей жизни, он подвергал суду каждый свой прожитый день и приносил покаяние за все греховное и плохое. Когда он был уже при смерти, то свидетельствовал, что в нем «кипит жизнь».

Когда душа освобождается от греха, то и тело чувствует облегчение. Из практики мы знаем, что человека, практически владеющего покаянием, реже мучают сильные боли, ему меньше и реже нужно обезболивание. Крайне важно, если у нас есть возможность просто по-дружески поговорить с человеком о том, что у него лежит на душе, что тяготит его совесть. Потому что этот дружеский, без осуждения и нравоучения, разговор может подвинуть болящего к исповеди и освобождению от душевной и телесной боли!

Фото из открытых источников

Больной и родственник – одно целое

Душевное состояние родственников, безусловно, влияет на состояние больного. Фредерика убеждена, что поговорить с родными и узнать их страхи, проблемы и скорби – не роскошь, а необходимость. Главным симптомом, указывающим на душевные проблемы у родственников, является требовательность.

Требовательность, от кого бы она ни исходила, от больного или родственника, говорит о страхе. Человек может читать акафисты, молиться, и изнывать от страха за близкого. Иногда я часами пью чай с родственниками своих подопечных, потому что им нужно, чтобы кто-нибудь побыл и с ними! Если есть возможность, постарайтесь дать родственникам поддержку, ведь тогда они больше смогут дать больному и сами сохранят нормальное самочувствие.

Свет расставания

Когда больной уходит, родственникам особенно нужна поддержка. После ухода могут остаться тот же страх, обиды, боль, пустота. Подавлять их нельзя, нужно помочь им перерасти в свет, а потом найти опору в этом свете. Что это значит?

Никогда не мешайте человеку открыто переживать первую острую боль. Родственники могут плакать, падать, биться – мешать нельзя, тогда это быстро проходит. Далее человеку важно помочь сосредоточиться на всем светлом и хорошем, что мы прожили вместе, благодаря Бога за совместные прожитые годы. И дальше нужно жить, как бы в память обо всем хорошем, что нам оставил человек. Жить, как продолжение этого хорошего.

Но как мы можем помочь человеку, достигнуть такого состояния? Опять же не столько через правильные слова, сколько через присутствие рядом. Люди, проживающие горе, редко могут позвонить кому-то и попросить о помощи. Поэтому мы должны звонить первые, первые приходить к ним, просто вместе готовить ужин или делать какое-то другое простое дело. Но быть рядом и молиться, если умеем молиться. И вот когда наше со-присутствие поможет человеку проговорить свою боль, то начать вместе с ним вспоминать все самое хорошее, что связано с ушедшим. Эта светлая память, как и молитва, укрепляют связь с ушедшим человеком и с Богом.

Выгорания не будет, если…

Выгорания не будет, если отдавать себя другому человеку на 100%. Если проводить время с подопечным формально или только делая вид сочувствия, то выгорание очень быстро накроет.

Выгорание – следствие непережитых проблем, непрожитых эмоций. Если волонтер приходит помогать больному, руководствуясь своим личным горем, личной непережитой потерей, то он быстро выгорит. А еще выгорит тот, кто думает, что он может помогать ближнему своими силами. К служению больным нужно подходить с убежденностью, выраженной в молитве: «Господи, помоги мне быть Твоими руками. Все, что мне удастся сделать, это Твое. Помоги нам!» – тогда что-то действительно получится.

Семинар «Больничное служение священников, сестёр милосердия и добровольцев» состоялся при поддержке Фонда президентских грантов. Благодарим Фредерику де Грааф за участие, важный и серьезный разговор.

Еще материалы по теме:

Как вести себя рядом с умирающим: несколько принципиально важных моментов

11 июля 2023г.