А Бог когда придет?
Детские лечебные и воспитательные учреждения – звучит очень официально и холодно. А на самом деле это дети, оказавшиеся лицом к лицу с болезнью или/и одиночеством, и взрослые, которые очень хотят им помочь: воспитатели, нянечки, врачи, а также сестры милосердия, добровольцы и священники. Много усилий одних взрослых, чтобы компенсировать ошибки других взрослых и смягчить трагедии маленьких людей. В условиях больницы дети особенно уязвимы. Хорошо, когда кто-то заботится об их лечении, питании, обучении. А еще лучше, если есть люди, проявляющие заботу о душе ребенка.
– Это Бог?
– Нет, это батюшка.
– А Бог когда придет?
Примерно такие диалоги периодически происходят у добровольцев с младшими ребятами из подопечных детских учреждений. Маленьким очень важно увидеть и потрогать. А вместо Бога (точнее, вместе с незримым Господом) приходит священник.
Иерей Алексий Чемерис в Службе Милосердия недавно, примерно полгода. За это время он успел десяток раз выехать к ребятам из социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, а также в Свердловский областной противотуберкулезный диспансер.
Священник с детьми говорит о разном. Со старшими – о своей командировке в Донецк, о прощении, об игре в футбол (да, батюшка и мяч с детьми гоняет), о молитве – обо всем, что волнует его и ребят, сидящих рядом. Из таких бесед и вырастают доверие и дружба. А иногда случается причащать тех, кто захотел и подготовился, и даже крестить.
Недавно отец Алексий крестил двоих ребят, проходящих лечение в противотуберкулезном диспансере. Елена Фонарева, постовая сестра милосердия поделилась своими впечатлениями:
– Среди крещаемых был Андрей. У мальчика ДЦП, он не разговаривает. Но во время совершения таинства произошло чудо: Андрюша все повторял за батюшкой («отрекаюся», «сочетаюся» и «верую»). Мама впервые услышала, как Андрей говорит, и была поражена. Она потом призналась, что иногда считала сына совсем несмышленым. Я не смогла сдержать слез, стояла и тихо радовалась чуду Божию. Слава Богу за все! После крещения Андрей очень громко радовался, издавая разные звуки. Я к нему подошла, погладила по головке, помазала святым маслом. Он заулыбался и сразу успокоился.
А потом было причастие. Одна мамочка была категорически против причащения своей годовалой девочки. Но поговорив со священником, который вкратце, но очень доступно объяснил ей, что такое причастие и зачем христиане причащаются, согласилась. Батюшка чуток и внимателен, родители и детки это чувствуют и настраиваются также.
Присутствие в лечебном учреждении сестры милосердия также важно. Сотрудники часто обращаются к ней с духовными и житейскими вопросами. А дети берут от общения с сестрой все, что могут взять. Елена Михайловна несет свое служение уже восемь лет.
– Детям не обязательно что-то из Библии рассказывать, они доброту должны чувствовать, что ты к ним расположен. Как-то раз захожу я к малышам в апостольнике (прим. – белый плат, часть формы сестры милосердия). И тут подбегает ко мне четырехлетний Максимка. Радостно смотрит и говорит: «Вы сегодня такая красивая и на Боженьку похожи». Я его прижала к себе, и слезы на глазах у самой. Самое главное, что радость у этих детишек, которые маму не видели уже полгода. Они ведь рождены для любви, – рассказывает Елена Михайловна.
Сестра милосердия признается, больница для нее – подарок от Бога. И хоть приезжать сюда несколько раз в неделю достаточно непросто (к диспансеру нужно сначала долго ехать на общественном транспорте, потом переходить железнодорожные пути, а потом идти через лес), Елена Михайловна все же каждый раз едет сюда с особым желанием, которое не ослабевает с годами.
Много лет подряд (а если быть точными, то уже 12!) в противотуберкулезный диспансер приезжает доброволец Оксана Шукайло. Она проводит беседы о вере с детьми, желающими подготовиться к таинствам или просто проявляющим интерес к православию. За многолетнее и верное служение Оксана награждена архиерейской почетной грамотой. Приезжает в основном к подросткам, а занятия проходят как в группе, так и индивидуально. Именно благодаря ее, в общем-то, незаметному труду десятки (если не сотни) подростков обрели Бога и опору в своей непростой жизни.
В противотуберкулезном диспансере проходят лечение неблагополучные дети из приютов или семей. Именно неблагополучие объединяет тех и других: ослабленный иммунитет – это следствие растерянности перед неласковой жизнью. Священники, сестры милосердия и добровольцы надеются, что после выписки ребенка из больницы встреча с храмом поддержит его в трудные минуты жизни.
– А пока мы рядом, будем и мы поддерживать друг друга. Мы детей, а дети – нас, – говорит Елена Михайловна.
Хочу помочьХочу стать детским добровольцем