О пользе паломнических поездок
В марте 2023 года сотрудники и добровольцы во главе с духовником Православной Службы Милосердия протоиереем Евгением Попиченко съездили в паломничество в орский Иверский женский монастырь. Что это? Великопостный досуг, возможность отключиться от будничной суеты, что-то еще? Представляем вам размышления добровольца Службы Андрея Смирнова.
Это было в прошлом году, в конце марта. Двадцать мужчин разными путями следовали на железнодорожный вокзал. Холодное уральское утро. В тот день можно было заняться чем угодно. Но эти двадцать ехали на вокзал. Разного возраста, разного семейного положения, совершенно разных занятий, извлеченные каждый из своей повседневной жизни, они ехали в одно и то же место. Собрать двадцать человек в путь нелегко. Попробуйте куда-то собраться хотя бы впятером – и то почувствуете затруднения. А тут двадцать! Да и поездка предстояла не туристическая и не развлекательная – паломническая поездка в Иверский монастырь, что в городе Орске.
Ровно через год поездка повторилась, но в другом составе участвующих. В путь отправилась Православная Служба Милосердия. «Зачем?» – вот вопрос, который у меня всегда был к людям, оставившим насущные дела и презревшим житейские проблемы, вдруг сорвавшимся в дальнюю обитель. Я ехал туда во второй раз и уже знал, зачем еду. Вернее, теперь уже за Кем.
Жить хорошо. А хорошо жить, как известно, ещё лучше. Такие утверждения искренне одобряются массами. По-видимому, все хотят жить хорошо и совершенно непонятно, отчего же мы живём не хорошо, а иногда и совсем плохо. Жалуемся даже. А за причиной далеко ходить не нужно. Она в нас же. И заключается в том, что мы не знаем, что значит «хорошо жить». Попробуйте сами ответить на этот вопрос, ответить искренне, без лукавства. А потом спросите о главном: «А чего же ты сам так не живёшь?». Православный люд в этом смысле часть задачи уже для себя решил. Так или иначе, но движемся мы все по направлению к Богу. Но вот с вопросом, как это делать, разобрались не все.
На этом месте человек, далекий от Церкви, перестанет читать дальше. Ведь слова эти звучат как-то странно или даже пафосно. И напрасно, потому что нет более практической и необходимой в повседневной жизни «науки», нежели православие. Оглянитесь вокруг. Люди, справедливо озабоченные желанием жить хорошо, исповедают учения, которым отроду всего несколько лет, а то и меньше. В нашем странном мире человек скорее будет определять свое место в нём по картам Таро или гороскопам, нежели верить в то, что уже тысячи лет доказывает свою действенность. Погруженный в хаос информации, человек делает девизом своей жизни статус из социальной сети и движется по дороге из ниоткуда в никуда в непобедимой уверенности, что правильная расстановка вещей в квартире приведет его к богатству, а чтение психологической литературы – к обретению друзей и смысла жизни.
Забавно и одновременно печально, что многим кажется странным желание людей говорить с Богом. Но одновременно совершенно нормальным и естественным кажется получение из ниоткуда ценного предмета, услуги или события, стоит лишь сжечь бумажку с написанным на ней желанием и съесть от неё пепел, растворенный в шампанском на Новый год.
В монастыре я встретился со своим братом. Он приехал туда из другого города, когда узнал о моей поездке. Давно не виделись, а тут такой повод для встречи. Брат сначала позвонил, спросил, где я, как доехать, что взять с собой. Вопросы вполне разумные в сложившейся ситуации. Это навело меня на мысль, что на пути к Богу тоже было бы хорошо с Ним поговорить, попросить показать дорогу, помочь преодолеть препятствия, дать сил. Мы ведь в глубине души хотим быть уверены, что нас ждут, что место для нас приготовлено и стол накрыт, и светильник у ворот на ночь оставили гореть. Жить хорошо без такой уверенности принятия нельзя. Страшно без этого жить, как будто наугад. Средство для общения с Богом у всех одно – молитва. А лучшие мастера по этому средству связи живут в монастырях.
Но почему именно Иверский монастырь? Для наших целей любой монастырь – это кладезь мудрости и любви. Но духовник Иверского монастыря, отец Сергий, покорил нас своим искренним призывом к общению с Богом. Подобно тому, как ребенок радуется новому умению и спешит поделиться им со всеми окружающими, так и отец Сергий спешит поделиться с нами опытом своего общения с Богом. И делится всеми возможными способами. Языком книг, фильмов, душевной беседы и, конечно, собственным примером.
Как год назад, так и сейчас красной линией всей поездки становится Иисусова молитва. На ней, как на фундаменте, стоит этот монастырь, он ею дышит. Идешь ли ты по тропинке от здания к зданию, поднимаешься по лестнице, укладываешься спать, открываешь утром глаза – в воздухе звенит: «Господи Иисусе Христе… Господи Иисусе… Господи…». Человеческий мозг – орган рефлекторный. Наши мысли очень часто зависят от того, что мы съели или выпили, а еще больше от того, что увидели или услышали. Классики марксистско-ленинской теории ещё говорили, мол, бытие определяет сознание. Ну, кому бытие, а кому и житие. Однако в чем-то они правы. Мозг не просто нужно кормить, он ещё и охоч до впечатлений, эмоций. В древнем Риме любой грамотный император знал, что народу нужны хлеб и зрелища. Эх, знали бы они, что такое интернет!
В Иверском монастыре с интернетом плохо, зато хорошо с молитвой. Здесь все знают очень простое и естественное правило: чтобы услышать собеседника, самому нужно замолчать. Но наш ум не умеет молчать даже наедине с самим собой. Казалось бы, чего проще со вниманием прочесть «Отче наш»? Но с которого раза это удастся сделать чисто и внимательно? Поэтому – «Господи Иисусе Христе…».
Краткая форма Иисусовой молитвы – спасение для нашего разгорячённого миром ума. Но эта краткость лишь кажущаяся. На самом деле она бесконечна. Все молитвы движутся от начала к завершению, и лишь Иисусова молитва движется по кругу, раз за разом давая нашему уму исправить свои ошибки, остановиться, замолчать и в наступившей безвидной тишине услышать голос Бога, начать разговор с Ним. Мы много уже говорили о Нём, но пришло наконец время поговорить с Ним самим.
Бесконечность Иисусовой молитвы не только линейная. Она ещё и бесконечно глубока, трёхмерна. И вопросов о ней у всех возникает множество. Моим первым вопросом, например, был такой: как узнать, что ты говоришь именно с Богом, а не с кем-то иным? Да чего уж там, по каждому пункту вопросов масса, например, возможен ли диалог с Тем, Кто знает твои мысли лучше тебя? Или: возможен ли диалог с Тем, Кто не говорит с тобой словами?
В беседе с отцом Сергием были и вопросы о форме: какой должна быть молитва, краткой или полной? На чем делать ударение? И даже: как правильно дышать? Я для себя уже много ответов нашёл именно благодаря этим двум поездкам. Но впереди ещё столько неизведанного, интересного, а главное, полезного для повседневной жизни. Ищи, но помни, что главное в молитве – не состояния или ощущения, главное – встреча со Христом, с Богом. Где-где, а уж в монастыре знают и рассказывают всем желающим о том, какой это труд – молитва. Однако же монастырь женский, а руки с чётками сёстры не опускают. И этот их молитвенный оптимизм, который они излучают, заряжает паломников.
Один из паломников, Иван, делясь со мной впечатлениями о поездке, сказал, что она была необходима для вдохновения. Елей, бывает, и выгорает со временем, а такие поездки укрепляют в вере и заряжают... смирением. Вот такой неожиданный результат. Иван говорит, ему это и на работе помогает, и в семейной жизни. А вот другой путешественник по имени Денис сравнил монастырь с золотым прииском. Общение с отцом Сергием, братьями и сёстрами во время духовных бесед и послушаний рождает мысли, похожие на золотой песок, среди которого подчас можно найти настоящие самородки, предназначенные именно тебе. Это помогает принять решения по давно мучавшим вопросам, настроиться на духовную жизнь. А значит, сделать повседневную жизнь проще и радостнее.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды», то есть Бога и Его добродетелей. Вот эту жажду духовной жизни мы и увезли из монастыря с собой. Христианин – это тот, кто ищет и находит ответы на свои вопросы. И не в научных целях, а для того, чтобы жить хорошо.