Тревожные родители. Как преодолеть сентябрьское обострение

В последние дни перед началом нового учебного года многие родители впадают в состояние тихого стресса: что ждет ребенка в школе? Какие проблемы придется решать в этом году? Сможем ли, справимся ли?.. Тревожность передается детям, которым так важно вступить в новый период жизни с радостью, интересом и надеждой, а не со страхами.
Собраться с духом и с мыслями, определиться с приоритетами, избавиться от ложных переживаний и правильно настроиться на решение реальных проблем поможет психолог Службы психологической помощи «Ладья» Надежда Гавриловна Валинурова.

Психолог Надежда Валинурова
– Не только накануне сентября, но и в течение всего года мне приходится встречаться с людьми, которые годами больны родительскими страхами. Естественно, что в переходные периоды они обостряются. Переходные периоды – это, например, когда ребенок из садика переходит в школу или заканчиваются длинные летние каникулы и впереди учебный год. Тревожные родители переживают о том, как примут ребенка в школе, как сложатся взаимоотношения с учителем. Воображение рисует печальные картинки, в которых ребенка кто-то обижает, недооценивает, перегружает и так далее. И вообще настроение такое, что лучше бы вообще ничего не менялось, потому что «будет только хуже».

С одной стороны, этих родителей можно понять. Современная школа несет в себе много угроз личности ребенка. С начала 90-х годов она стала полем всевозможных образовательных экспериментов, затем в школу проникли внутрисемейные и общественные изменения, и теперь непредсказуемость ее влияния на ученика напрягает заботливых родителей. Но с другой стороны, очевидно, что тревожные родители – это социальный феномен конца прошлого и начала 21 века. Советские родители тревожностью не страдали (это были исключительные случаи), было доверие школе и было некогда вникать, так как занятость на работе не позволяла это делать. Но вот дети, родители которых пропадали на работе и посещали школу пару раз в год, выросли, сами стали родителями в изменившихся условиях и приобрели тревожность, которая очень мешает и им самим, и их детям.

Фото из открытых источников

Если с тревожностью не работать, то она разрушает фундамент доверия к миру и делает человека зависимым от страхов и несчастным. Симптомы тревожности многообразны: тут и зацикленность на оценках, и принятие стороны учителя в борьбе с «нерадивым учеником», и война с учителем, который «априори плохой», и гиперопека, которая выражается в постоянном совместном приготовлении домашних заданий. Тревожный родитель хочет все контролировать, не дает ребенку расти и развиваться. И одновременно он пассивен в самые важные моменты, когда нужно защитить и поддержать ребенка.

Если вы стали жертвой тревожности, давайте наводить порядок в своих мыслях и чувствах, напомним себе несколько простых вещей.
Школа – это не навсегда, но это важно. Это важный этап в жизни, за который мы можем измениться к лучшему и многое приобрести. И дело тут не только в знаниях и тем более не в пятерках. Каждый день школьной жизни – это встречи с людьми, попадания в разные ситуации и решение жизненных задач.

Знаю несколько тревожных родителей, которые настолько боятся именно таких встреч и ситуаций, что забрали ребенка из настоящей школы и обучают его онлайн без особых на то причин (особенности развития и здоровья ребенка – это совсем иная ситуация). Но надо помнить, что невозможно исключить неприятности из своей жизни, важно научиться их преодолевать. Когда случается конфликт ученика и педагога, важно быть всегда на стороне своего ребенка. Также важно не перекладывать проблемы на плечи ребенка, говоря: «Ты должен сам во всем разобраться и решить эту проблему с МарИванной или ребятами». Оставить ребенка один на один с проблемой – это не просто стресс, это подрыв доверия к вам, предательство.
Всегда помните и напоминайте ребенку, что сложности можно преодолевать вместе и с Божией помощью. Вы оба должны быть уверены, что если возникнет сложная ситуация, с которой ребенок не будет справляться сам, вы всегда придете ему на помощь.

Фото из открытых источников
Настройтесь на активное и грамотное взаимодействие с учителем. Сегодня многие родители, воспринимая учителя, как угрозу, настроены не позитивно. Они склонны выискивать в работе педагога недостатки, выяснять отношения, пытаться установить контроль, чтобы составить обвинения. Важно перенастроиться! Учитель – не враг, а помощник. Подойдите к нему в начале учебного года и расскажите о своем ребенке в позитивном ключе: как он изменился, чему научился, какие у него появились интересы, в чем он преуспел. Конечно, сделать это нужно ненавязчиво.
Это миф, что учитель очень занят и у него нет времени на подобные индивидуальные встречи. Дополнительная информация об ученике поможет и самому учителю настроиться на работу с ним, он будет совсем по-другому смотреть на ученика, о котором он узнал что-то хорошее. Да, ученик не идеален, он может быть колючим подростком, его можно приструнить, проявить строгость, но самое главное, что он должен получить от взрослых, – это уважение.

А родители могут получить от учителя дополнительную информацию о своем ребенке. Ведь учитель видит его в совершенно другой, не домашней среде и многое может рассказать.

Одна мама, например, рассказывала, что ее ребенок часто приходил домой из школы огорченный, так как переживал сложности в отношениях с детьми и в учебе. Они много разговаривали, искали выходы из конкретных ситуаций, мама всегда старалась поддержать ребенка, но все равно у нее складывалось ощущение, что в школе ребенку сложно и грустно. Потом на родительском собрании учительница, рассказывая о детях, особо отметила этого мальчика, говоря о том, что он всегда настроен позитивно и умеет поддержать других детей в сложных ситуациях. Маму это очень удивило и порадовало. Значит ее домашние разговоры не проходят зря!

Фото из открытых источников
Школа – это не вся жизнь. То есть помимо уроков и домашней работы есть много всего интересного, чем может заняться ребенок. Эту сферу интересного хорошо продумать вместе со своим школьником, обсудить, чем бы он хотел заниматься в свободное время. Вы узнаете о своем ученике много нового: например, что он хочет заниматься греблей, или дрессировать собаку, или его интересует процесс рисования анимаций и создание виртуальной реальности. Ваша родительская активность должна быть направлена не на то, как устроить очередной выпускной или кому какие подарки подарить, а на то, чтобы ребенку в школе и вне школы было интересно.

Итак, спокойствие, активность, вовлеченность, настойчивость в важных моментах – это признаки спокойного родителя, на которого ребенку легко опереться.

Ну, и конечно, чтобы избавиться от тревожности, нужно проработать причины ее возникновения. Если самостоятельно сделать это у вас не получается, то обратитесь за помощью к психологу.

Записаться на индивидуальную консультацию можно по телефону 8 902 267-72-56 или +7 (343) 200-07-04.

31 августа 2022г.