Работа ради денег или по душе – в чем разница?

Есть три вопроса, которые каждый человек должен периодически себе задавать: «Зачем?», «Что?» и «Как?». Священник Евгений Попиченко, духовник Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге, утверждает, что идут эти вопросы именно в таком порядке.

Чем они важны и почему тебя не примут на работу, если ты не сможешь вразумительно ответить на первый из вопросов. Хороший мотиватор в преддверии выходных.

– Недавно услышал историю о том, как братья Уилбер и Орвилл Райт строили свой первый аэроплан, – рассказал отец Евгений. – Это было в начале XX века. Многие работали над тем, чтобы их модели планеров наконец взлетели. Для этого нужно было изобрести двигатель и систему управления воздушным судном. Все внимание было приковано к другим инженерам, у которых была мощная частная и государственная поддержка. Первыми зарегистрировать патент на такое изобретение означало коммерческий успех. Но Райтами двигала не столько и не только выгода. Это были люди по-настоящему влюбленные в небо и полеты. Поэтому, когда в 1903 году двигатель был изобретен, была подана заявка на патент, и когда в 1908 году официально был представлен первый самолет, то другие конкурирующие фирмы просто свернули свою работу: какой смысл, если твою цель реализовал кто-то вперед тебя, а вся выгода и слава достанется не тебе?!

На этом примере прекрасно видно, что бывает, если во главу угла своей деятельности люди ставят вопрос «Что?». Это может быть зарплата, карьерный рост, амбиции, известность, статус. Это средства, и если человек воспринимает их как цель, то со временем он разочаровывается, начинает деградировать, теряя смысл жизни. Сколько сотрудников и добровольцев Службы Милосердия пришли сюда именно в поисках смысла и с желанием свергнуть ложные цели.

Юлия, сотрудник Службы Милосердия:

– Я работала в известном и развитом банке, занималась рассмотрением заявок на кредит от среднего и крупного бизнеса. Практически каждая минута рабочего времени была занята бумагами, звонками, ответами. А еще в качестве дополнительной нагрузки на мне была внерабочая жизнь, организация досуга и корпоративов. Несколько последних лет в банке я жила, как зомби, в круговороте этой «шелухи дел», а приходя домой, просто сидела, тупо глядя перед собой. Настолько сильна была ежедневная усталость, настолько все казалось бессмысленным, настолько я сама казалась себе бесполезной. Это не жизнь!

Помню, как я плакала на плече у мамы и говорила, что хочу помогать людям, хочу быть полезной, что работа ради работы и зарплаты меня убивает. Иногда я заглядывала на сайт Службы и читала о том, что делают добровольцы и сестры милосердия. И возникла крамольная на тот момент мысль: «А может быть, мне попробовать стать сестрой милосердия?». Но когда я почитала требования к сестрам, то поняла, что это не для меня. Однажды я все же решилась приехать на собеседование с потенциальными добровольцами. Я была готова на все, лишь бы быть полезной. И в 2016 году мне поручили курировать «Школу милосердия», в рамках которой мы обучали добровольцев. Череда занятий, лекций, практик, мастер-классов, сплав с «особыми детьми». Когда вечерами я падала от усталости, то уже не было ощущения умирания, была радость, потому что я нашла работу, которая была наполнена и личным, и общественным смыслом, нашла единомышленников!

– Когда в Службу Милосердия приходит человек и говорит: «Мне нужна работа», – я всегда задаю вопрос «Зачем?», – подчеркнул отец Евгений. – Почему он ищет работу именно в благотворительной организации, когда в миру полно возможностей найти на любые вкусы и способности. Если человека интересует только работа, то мы его никогда не возьмем. Это провальный вариант, даже если к нам пришел высококлассный специалист.

Несколько лет назад я серьезно подумывал отказаться от послушания руководить социальной работой в епархии. Это был личный кризис, связанный с тем, что хотелось сделать многое, а возможности не было: православные люди горели идеями, сопереживали делам милосердия, но они были непрофессионалами, а профессионалы, без которых Служба Милосердия не могла развиваться, были далеки от веры и нашего общего «Зачем?». Поэтому я был просто счастлив, когда один священник поделился со мной системой научения людей православной вере и жизни. Я видел, что люди ищут смыслов, ценностей в Церкви, и когда их научали вере, то они оставались в Церкви, находя здесь главную ценность и смысл – Христа. Оставаясь со Христом, они в благодарность стремились свои таланты направить на служение Богу и людям. Это было потрясающее открытие, которое дало и Службе Милосердия развитие.

Ксения Кабанова, выпускающий редактор сайта Службы Милосердия:

– Моя мама всегда говорила: «Ты можешь поступить в любой вуз, выбрать любую профессию. Я ни к чему тебя принуждать не хочу, потому что работа должна приносить тебе личную радость от того, что ты реализуешься. Но эта работа должна не только приносить радость тебе, но и быть полезной другим людям. Иначе ты быстро перегоришь». С этой установкой я росла, и все навыки, которые мне удавалось с помощью педагогов и «случайных» знакомых приобрести, в конце концов пригодились, когда я пришла в Церковь. Любовь к литературе и сочинительству, музыкалка, 12-летний опыт преподавания в вузе, интерес к православию – и вот сейчас у меня есть работа на сайте Службы, пение на клиросе в храме, где служит мой супруг, групповые занятия по основам православной веры. Есть и важное ощущение – я там, где я могу быть полезной, и мне нравится моя работа. Она не противоречит моим убеждениям, моей жизни, не истощает меня, не отрывает силы и время от моей любимой семьи и храма – это замечательный баланс.

– Большое счастье работать с единомышленниками, – подводит итог отец Евгений. – Клоун Вячеслав Полунин вывел для себя правило: работать надо с теми, кого ты хочешь обнять. А если уточнить, то работать надо с теми, с кем у тебя есть общая цель – то самое «Зачем?». Моя главная цель в работе – помочь людям (подопечным, сотрудникам, добровольцам) прийти ко Христу. И нам по пути с теми, кто эту цель разделяет.

«Ищите же прежде всего Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Это значит, что если в первую очередь человек думает о Боге, не ставя земные дела на первое место, то у него будет возможность без вреда для себя заниматься и решением земных проблем: будет на что жить, что есть, где жить, будет время и душевные силы на общение с друзьями, хобби, путешествие – все будет, что нужно и полезно душе.

Так вот, если человек точно знает «Зачем?», то он придумает и «Что?» ему делать и «Как?» это делать. И он сможет реализовать свое «Зачем» и через работу в детском центре, и в бизнесе, и в реабилитации детей-инвалидов, и в патронаже – хоть где. От всей души желаю всем нашим добровольцам, сотрудникам, благотворителям и друзьям периодически задаваться этими вопросами, сверяя свой жизненный путь!

26 июня 2020г.