Жалостная история – ложь или правда?
Тема защиты от обмана в сфере благотворительности многогранна, всегда актуальна и неприятна. Последнее связано с ожиданиями людей, которые приходят в благотворительность в качестве жертвователей или волонтеров. Когда стремление изменить мир к лучшему наталкивается на обман со стороны тех, кому ты всей душой стремился помочь, то приходится и смиряться и вооружаться знаниями, чтобы уже не попадать в ловушки. Фальшивые «дети лейтенанта Шмидта», нуждающиеся, которые не нуждаются, бездомные, у которых на самом деле все хорошо. Этот список с легкостью продолжит любое НКО.
Эксперты Православной Службы Милосердия ответят, как вычислить «нахлебников благотворительности» и можно ли надежно от них защитить благое дело.
Константин Бунин, руководитель Службы помощи бездомным утверждает, что в общении с подопечным главное – детали.
Некоторые приходят вообще без конкретного запроса. Они просто обходят разные благотворительные организации с вопросом «чем вы мне можете помочь?». Человек готов взять все, что ему предложат: «Есть одежда? Возьму 12 килограммов. Даете памперсы – мне три коробки. Шапка-ушанка?.. Да, нужна». Если удовлетворять это спонтанное желание взять, то благотворительность превратится в навязывание товарно-материальных ценностей, а свою истинную ценность – внимание к конкретной личности и ее проблемам – быстро потеряет.
Часто мне звонят люди и говорят: «У нас в подъезде или на остановке рядом с домом сидит бездомный. Чем мы можем помочь?». Я сразу уточняю: «С какой просьбой он к вам обратился?». Если запроса не было, то бездомный возьмет все, что вы ему предложите, чтобы потом продать, обменять или просто выбросить. А благотворитель превратится в неразумного опекуна. Поэтому я никогда не рассказываю первому встречному бездомному, чем мы помогаем. Но всегда спрашиваю: «Какая тебе нужна помощь? Что ты готов изменить?».
Второй момент – наша помощь должна идти вслед за активностью подопечного.Например, у него есть желание восстановить паспорт. Если он приходит, дает запрос, готов тут же отправиться с нашим социальным работником в государственные учреждения, то мы, безусловно, поддерживаем его деятельность. Вызывает доверие человек, который приходит с запросом «мне негде ночевать» и готов не просто устраиваться в социальную гостиницу, но и выходить на работу. Или он просит купить ему билет и готов отработать часть стоимости этого билета. Если он согласен, что билет будет куплен через электронную кассу и в случае возврата средства получит не он, они вернутся на нашу карточку – все это хорошие признаки того, что человек действительно нуждается и хочет выбраться из трудной ситуации.
Например, к вам обращается человек с конкретным запросом – билет до N-ска. При этом запрос сопровождается конкретикой: там живет брат или по такому-то адресу живет тетка, у которой хранится свидетельство о рождении и т. д.
Не стесняйтесь задавать вопросы: кто его ждет, на какой улице дом, как выглядит дом (это можно проверить по интернет-картам), как связаться со встречающей стороной?
Важно выяснить, ЗАЧЕМ человек куда-то едет. Если хочет найти работу в другом городе, то почему не нашел здесь? Есть ли у него образование и навык работы в той сфере, о которой он говорит? С кем он договорился в другом городе о приеме на работу? Где и на что он будет жить там? Если человек действительно едет, то он внятно и подробно ответит на большинство вопросов.
Не стесняйтесь проверить информацию! Это нужно еще и для того, чтобы подопечный не свалился как снег на голову родственникам, которые, может быть, его вовсе не ждут. В таком случае проезд до родного города ничем ему не поможет.
Если человек не хочет взять телефон и не хватается за возможность поговорить с социальным работником, скорее всего, он никуда не едет, а деньги ему нужны на какие-либо другие цели.
Признак того, что подопечный пытается вас обмануть: он начинает нервничать, грубить и пытаться манипулировать. «А почему вы меня расспрашиваете? Вы милосердные или кто? В храмах, оказывается, все злые и жадные. Я больше к вам вообще тогда не приду!». То есть человек давит на тщеславие, хочет, чтобы мы испугались и бросились ему доказывать, что «на самом деле в Церкви все добренькие».
На самом деле всеми вопросами, которые я задаю просителю, я хочу его выбить из колеи. Если человек спокойно на них отвечает и не срывается в обиды и манипуляции, значит это настоящий проситель. Такому мы действительно можем оказать разностороннюю профессиональную помощь.
Читайте в тему:
«Синдром бродяжничества» – нужно ли помогать человеку, который постоянно куда-то едет?
Ехала за любимым, а оказалась в чужом городе, без денег и связи