Посмотри на его красоту

родолжение...

В последнее время интернет переполнен публикациями, посвященными "буллингу", то есть травле. Жертвой может стать любой человек, особенно если пресдедователям есть за что зацепиться: инвалидность или личные особенности, жизненная позиция или слабость. Недавно австралийский мальчик-инвалид хотел покончить с собой из-за школьной травли. Мама выложила обращение в сети и попросила "воспитывать своих детей правильно". Что нужно делать маме особого ребенка, а чего стараться избегать? И как обычным детям рассказывать о детях-инвалидах? Мы продолжаем беседовать с экспертом Православной Службы Милосердия – Людмилой Николаевной Петуховой, мамой и бабушкой особых детей, руководителем социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов «Черепашка».

Добрый ликбез

– Чтобы избегать конфликтных ситуаций, маме особого ребенка часто приходится проводить с окружающими ликбез и пояснять, почему ребенок ведет себя странно или почему он не похож на обычных детей.

Помню, когда мы с дочкой Надей (прим. – у Нади хондродистрофия) ездили на поездах на лечение и в родную деревню. Когда Надюша была еще маленькая, то ее короткие руки и ноги не так бросались в глаза. Проводник, посмотрев на нас, решила, что инвалидность у нас фальшивая, «инвалидный» билет мы купили через обман, и что нас нужно за этот обман наказать. Она привела начальника поезда и предъявила свои претензии. Пришлось объяснять, в чем заключается инвалидность дочки.

Объяснять приходилось и в детском саду. Дети прекрасно приняли необычную девочку и во всем старались ей помочь. Забраться на снежную горку или слезть со стульчика. А потом вся наша детсадовская группа пошла в одну школу и в один класс. И там ребята Надю постоянно подстраховывали и защищали. Это было чудо детской любви, Надя чувствовала, что нужна людям.

Конечно, не все было идеально. Сталкивались мы и с насмешками, и с косыми взглядами. Тогда приходилось повторять ей и себе, что нельзя обижаться на чужие насмешки и замечания, что люди всегда будут смотреть с любопытством на необычного человека, надо это потерпеть со смирением и принять это как их слабость.

Сейчас Надя уже привыкла к такому вниманию к себе. У нее есть огромный жизненный опыт преодоления и множество достижений. Есть образование, есть семейное счастье, есть муж и детки. Но вот сейчас приходится самой накапливать опыт не ребенка-инвалида, а мамы особого ребенка. Первая дочка Нади родилась абсолютно здоровой, а вторая – Ксюшенька – с таким же диагнозом, как и у мамы. Надя переживает, а я ее убеждаю: «Привыкай. Ты должна перестроиться ради Ксюши и ее счастья!». И бывает, что люди подходят и разглядывают их обеих: «Ой, так у вас и дочка такая же маленькая!». Или задают вопросы: «А чего это она у вас такая хмурая?». Мало кто знает, что при хондродистрофии не только короткие конечности, но и большая головка, и лобик выдается вперед и как бы нависает над глазами. От этого и хмурое выражение лица. Но мы научили Ксюшеньку всегда улыбаться людям. А тем, кто задает подобные вопросы, отвечаем: «А вы ей улыбнитесь, и она улыбнется вам в ответ». Потому что объяснять про этот лоб долго, а нужно сразу переключить человека на другое, на добро.

От родителей зависит то, какими людьми будет окружен наш ребенок. Неправильно его прятать или уводить от общества. Правильно – показывать своему ребенку пример доброжелательного поведения. Ведь слово «воспитание» происходит от слова «питать», поэтому духовно питать себя и ребенка нужно правильно.

И еще одно важное условие комфортного пребывания человека с инвалидностью в обществе – это принятие его особенностей его родными и близкими. Когда этого принятия нет, то и мама ведет себя настороженно и даже агрессивно, и ребенок испытывает желание спрятаться от людей, чувствуя свою инаковость.

В связи с этим вспоминается случай, когда мы с одной мамочкой и ее особым ребенком стояли на автобусной остановке. Она заметила какой-то внимательный взгляд со стороны другой женщины и сразу пошла в атаку: «Чего вылупилась?! Больше посмотреть некуда» Понятно, что болезнь ее ребенка – это ее каждодневная боль. Но люди всегда будут смотреть и рассматривать, спрашивать и обсуждать увиденное. Это касается вообще любых особенностей человека (вспомните школьное подчеркивание «очкарик», «толстый», «жердина» и так далее), а не только инвалидностей. Поэтому нужно научиться относиться к этим особенностям не как к личному пороку или недостатку, а именно как к особенностям.

Помню, как мы с внучкой Ксюшенькой гуляли на детской площадке, и дети очень заинтересовались, почему она такая маленькая. Я им все объяснила, и они были в восторге от того, что играют с такой необычной девочкой. Мы и дочке всегда говорили, что ее все любят. Она нам верила, и это меняло отношение к ней окружающим.

Найти единомышленников – обрести поддержку

– Родительскому принятию надо учиться всегда. Был в моей практике случай, когда на консультацию пришел папа, у которого должен был появиться на свет ребеночек с синдромом Дауна. Я ему долго рассказывала о том, что это «синдром любви», что такие дети безусловно любят родителей всю жизнь, обнимают и целуют их, что они очень талантливые и так далее. А он переживал из-за того, как их будут воспринимать в обществе с таким ребенком. В конце концов он попросил: «Покажите мне их фотографии». И мы стали их разглядывать, посмотрели фильм о таких детях. И он ушел с другим настроем, уже без отчаяния и страха. С этим можно жить! Слава Богу.

Важно найти тех, кто тебя понимает, и для ребенка-инвалида. Был у нас один мальчик, который требовал, чтобы его не называли по имени. Когда к нему обращались по имени, он начинал издавать громкий звук в знак протеста. Называть его можно было только «молодой человек». Этот 11-летний молодой человек однажды сказал, что он ненавидит других детей. И действительно, он никогда с ними не играл, не общался и даже от имени, возможно, отказался из-за того, что имя делало его ребенком, а он воспринимал себя взрослым. Мы думали, с чем связана такая ненависть к другим детям, и пришли к выводу, что в силу заболевания он не мог резвиться, играть, смеяться с другими детьми. Ему это доставляло неудобство и даже страдание. Дети для него – непредсказуемая опасность, потому что он не умеет на них реагировать. Зато среди взрослых он чувствовал себя комфортно. Родителям тоже нужно было дойти до осознания того, что происходит с их сыном, почему он не хочет играть с другими детьми.

Сегодня родителям особых детей проще. И информация в интернете доступна, и созданы самые разные общества. Надо просто найти единомышленников, чтобы вместе преодолеть те трудности, которые, как задачи, ставит на нашем пути жизнь. Мы должны научиться жить в радости и без озлобления, без замыкания в обиде на всех и вся («нас обидел Бог, нас обижают люди, государство нас не поддерживает и все нам должны»). Нам Господь дал инвалида, чтобы умягчить злые сердца, а не для того, чтобы мы «засели в своей амбразуре».

Посмотри, какой красивый человек!

– Как мама и бабушка особых детей я бы хотела, чтобы обычные мамы тоже воспитывали в своих детях доброе отношение. Важно донести до ребенка мысль, что люди все разные и бывает, что рождаются люди с особенностями в развитии. Никто в этом не виноват, но Господь попускает такому ребеночку родиться. Для чего? Для того чтобы мы проявляли к такому человеку любовь. Чтобы мы его сначала пожалели, но на этом не остановились. Одной жалости мало.

Важно, чтобы мы увидели в нем красоту, талант, увидели, как человек преодолевает трудности: как ему трудно бывает и ложку удержать, и игрушку достать, и выразить в словах свою мысль, а он на гитаре играет или поет! Увидеть этот труд и помочь, выразить поддержку в словах и делах. Эти простые мысли нужно доносить до детей с самого рождения. И тогда ребенка не смутит, что другой мальчик ходит с трудом или сидит в инвалидной коляске, он уже не будет высмеивать чужие особенности, и не будет расти жестоким.

Читайте в тему:

Кто, если не самые близкие, поверит в тебя?

Не нужно прятать детей с психическими нарушениями! Жизнь без клетки