В кадре – душа человека
Последние 10 лет уже называют эпохой селфи. Массовое распространение простых в использовании гаджетов, приложений для обработки фотообраза соседствует с профессиональными фотоуслугами. И все востребовано. Исследователи современной культуры и общества считают, что стремление человека зафиксировать свою жизнь в мелочах и подробностях, а также трепетное отношение к своим фотопортретам – это последствие мировоззренческой травмы. Ценности, цели, принципы жизни постоянно меняются и человеку кажется (а иногда и не кажется), что его жизнь разменивается на фантики и улетает в никуда. Фотография стала инструментом для фиксации факта своего бытия («Я есть!), выразить свои ценности, придумать идеал своей жизни и воплотить его хотя бы в кадре.
О современной фотографии, людях и делах милосердия в кадре продолжаем беседовать с координатором фотографов Православной Службы Милосердия, студенткой факультета искусствоведения и культурологи УрФУ Валентиной Ладиной.
– Кроме того, что я попадаю в кадр как доброволец Службы Милосердия, я периодически прибегаю к фотографии, чтобы понять что-то и про себя. Фотография – это прекрасный способ увидеть себя со стороны глазами другого человека, который берет в руки камеру. Это не селфи, где ты можешь выстроить кадр, изменить выражение лица и тогда уже щелкнуть кнопочкой. Обычно, когда у меня возникает потребность заглянуть в себя именно через фотографию (а это случается довольно редко), то я иду к сестре-фоторафу Марине. Я очень люблю сестру и любое время, проведенное вместе с ней, для меня – радость, отдых, настоящий праздник общения.
– Да, такие наши встречи довольно часто проходят во взаимной съемке. Но в отличие от служебных съемок здесь я не воспринимаю фотоаппарат своей защитой или прикрытием. В общении с ней я абсолютно свободна, поэтому так интересно потом взглянуть на себя в ее фотографиях. Ведь по жизни мы все реже испытываем настоящее чувство свободы, когда не надо ничего скрывать или корректировать.
– Наверное, это прозвучит банально – детей. Их радость, их эмоции, их отношения. Когда ты приезжаешь в разные детские учреждения – интернат для детей-инвалидов, коррекционную школу, детский онкоцентр, детские отделения психбольницы или тубдиспансера – ты не просто видишь разные болезни, но видишь замечательных детей, которые так искренне на все реагируют. Даже досада берет, что ты не можешь их передать, снимая лица детей (что в большинстве случаев запрещено).
– Мне очень нравятся эти портреты, хотя я не могу сказать с уверенностью, что я им верю, ведь в этих портретах большая доля и героизации в том числе. Мне кажется, что самим бездомным важно в этом участвовать, хотя, возможно, они сами этого до конца не осознают. Ведь они редко видят себя со стороны. Не потому что у них нет зеркала (в городе миллионы отражающих поверхностей), а просто потому, что им тяжело видеть себя в таком положении, состоянии упадка. Ими как людьми за исключением благотворительных организаций мало кто интересуется.
Почему любому человеку важно то, что о нем думают другие, каким они его видят? Потому что это способ прийти в себя. Фотография выдергивает тебя из того мирка, в котором ты закрылся и который ты себе как-то вообразил. Мне кажется, что это одна из важных человеческих потребностей – самопознание через взгляд другого человека.
– Скорее всего… Не очень-то приятно видеть себя бездомным. Поэтому бездомные, которые все же участвуют в фотосъемках, это люди не совсем пропащие, смелые и находящиеся в поиске выхода из сложившийся ситуации. Интересно было бы проверить, работает ли фотография, как средство реабилитации для бездомных.
– Суть простая: мы готовим фотозону, реквизит, проводим съемку, а люди получают качественные снимки, жертвуя средства на помощь подопечным Службы Милосердия. Уже за плечами летняя, осенняя и на днях прошла зимняя фотосессия. Бывает, что люди сами хотят таким образом поучаствовать в благотворительности, а бывает, что они дарят своим близким такую сессию и таким образом умножают добро.
И в таких фотосессиях, и в служебных мероприятиях есть интересные с профессиональной точки зрения моменты. Я не имею в виду построение кадра и другие технические нюансы. Самое интересное – вопрос отношений, которые на короткий период возникают в зоне съемки. Во время фотосессий нужно снять человека, чтобы это получилось, во-первых, максимально красиво, а уж потом естественно и выразительно. И это нормально, что здесь учитываются пожелания клиента. А когда ты снимаешь подопечного, на первое место выходит выразительность кадра. И вдруг подопечный начинает тебе указывать: «Снимите меня так и эдак». Первое время работы в Службе меня такие советы очень напрягали, потому что я думала в первую очередь о выразительности кадра: «Я же знаю, как лучше!».
Но потом я пересмотрела свои взгляды. У человека есть представление о себе идеальном, есть некий образ, который видит его душа. И мое фото должно максимально приблизиться к этому его внутреннему идеалу, даже если для этого нужно будет пожертвовать некой «правдой жизни». Его внутреннее «Я» – тоже правда.
– Стараемся. Для меня в последнее время очень ценны кадры, сделанные во время съемок программы «Скорая социальная помощь». Мы приезжаем к родителям, у которых тяжело больны дети. Они находятся у себя дома, это их поддерживает, но им нужно перед камерой обнажить свою боль, тревогу, надежду. И они смотрят на своих деток с огромной любовью и, конечно, видят не набор диагнозов, а душу. Душу красивую, богатую, любимую.
Фотоаппарат – это продолжение моего отношения к людям – сестре, друзьям, добровольцам, подопечным, случайным прохожим. Но хочется, чтобы со временем он стал в первую очередь инструментом изменения этого отношения. Чтобы, смотря на человека через видоискатель, я могла видеть главное и хорошее в нем.
Наши фотографы вполне смогут начать новый профессиональный год с новыми лампами. До окончания сбора не хватает всего 11 980 рублей. Поучаствуйте в сборе средств на профессиональное освещение. Подробности здесь