Без корпоративной атрибутики и шума
– 15 лет назад добровольчество было другим. Мы не носили красных или белых корпоративных футболок, не собирались на специальные добровольческие литургии или собрания. Мы были простыми прихожанами, которые вместе со священником приходили в больницу, чтобы поздравить пациентов с Рождеством или Пасхой Христовой, а в будние дни навещали маленьких пациентов из детских отделений. По соседству с нашим храмом, буквально через забор, располагалась Свердловская областная психиатрическая больница со взрослыми и детскими отделениями. Туда мы и ходили, и считали себя не добровольцами, а просто христианами. К тому же перед глазами был пример мамы.
Мама Елены Любовь Александровна была одной из первых сестер милосердия, которые начали ходить к пациентам городской травматологической больницы № 36. Работая фармацевтом, Любовь Александровна часто отпрашивалась с работы и для того, чтобы подежурить с детками-сиротами, которым после операции требовались уход и забота. Или приезжала в дом малютки, чтобы помочь батюшке в совершении Таинства Крещения. Впоследствии этот проект будет назван «Мама на час».
К праздникам мы придумывали и ставили небольшие спектакли для деток из противотуберкулезного диспансера. А к ребятам из отделений психбольницы ходили по несколько раз в неделю. Время от времени проводили творческие занятия, в хорошие солнечные дни вместе гуляли, а иногда просто приходили в отделение, чтобы заштопать детские колготки и носочки. Сотрудники нас знали и пропускали к ребятишкам без особых согласований. А моя подруга, Наташа Рожкова, несколько лет подряд приходила помогать многодетной семье: пока мама готовила обед или прибиралась в доме, Наташа шла с ребятишками гулять, помогала с домашними заданиями или рукодельничала с девочками.
Это было счастливое время юности, свободного творчества и дружбы, и всю радость от этой «жизни вместе» мы вкладывали в приходские дела. Забавно вспомнить сегодня, как мы готовились к поздравлению многодетных семей, которых в нашем приходе было достаточно много. Будущие священники и отцы семейств рядились в Дедов Морозов, а мы, девочки, естественно, были Снегурочками.
Уже тогда Елена пела на клиросе, поэтому во время рождественских и пасхальных поздравлений ее голос нес подопечным и радость о Спасителе, а потом звенел на приходских гуляниях.
Потом в том, что называется сегодня социальным служением, на несколько лет у Елены был перерыв. После получения экономического образования и нескольких лет работы в аэропорту «Кольцово» она решила реализовать давнюю мечту – научиться петь профессионально – и поступила в консерваторию.
И только в 2019 году вернулась к добровольчеству. Елена начала ходить к ребятам в Центр социальной помощи семье и детям «Каравелла», съездила в качестве инструктора в летнюю экспедицию «За други своя» и, конечно же, участвовала в поздравительном пасхальном марафоне в качестве певчей:
В один день мы поздравляли одиноких стариков и инвалидов, живущих в доме-интернате, а затем сразу же перешли в школу-интернат, где учатся ребята с особенностями здоровья. И осталась на душе такая мысль: некоторые дети, которые сегодня учатся в школе, скорее всего, окажутся потом в другом интернате, для взрослых. У них не будет обычного детства, и не будет обычной юности – а сразу взрослая жизнь в особом доме. Помоги им, Господь!
И в «Каравеллу» я хожу, потому что мне очень жаль этих детей. Я сама не могу похвастаться счастливым детством (я не была избалована вниманием со стороны родителей), потому мне очень понятны дети, живущие в детских домах. У меня просто сердце сжимается от мысли, что многие из них знают о том, что у них есть родители, которые их не любят, которым они не нужны. Такие вещи очень страшно осознавать детям, от этого травмируется душа, и это сказывается потом на дальнейшей жизни. Сегодня тебя не любят, а через пару десятков лет появляется жуткий страх покинутости, который ломает всю жизнь человеку: очень сложно находиться в социуме, выстраивать дружеские или семейные отношения, сложно доверять людям.
Поэтому у меня болит сердце от того, какой страх сейчас переживают одинокие дети. Возможно, они не подают вида, но переживают, поэтому мне со своей стороны хотелось бы дать им хоть какую-то крупицу любви, заботы, внимания. Чтобы, возможно, во взрослой жизни, когда им будет уже 30-40 лет, и их настигнет стресс или депрессия, они вспомнили бы, что однажды к ним приходила девушка или парень и играли с ними в футбол, или приходили девчонки и они вместе что-то вязали. Чтобы они вспомнили, что в этом мире есть доброта, в этом мире есть кто-то, кому они не безразличны.
Возможно, они когда-то тоже протянут кому-то руку помощи или, по крайней мере, доброе воспоминание удержит их от того, чтобы кому-то причинить боль. Я считаю это очень важным. Пусть даже один визит – это крупица, эпизод, мелочь, но хочется верить, что кто-то из ребят поймет, что вокруг них есть не только вражда и агрессия, но и есть люди, которые по доброй воле приходят увидеться с ними и поделиться своим теплом.
А тут вы можете поддержать добровольчество финансово
Читайте в тему:
Дед Мороз по адресу! Рассказ о том, как подопечные встречали сказку дома и в гостях
Как оказать подростку духовную помощь?