Счастливые и несчастные вырастают в семье
«Жизнь как подвиг» – так был назван круглый стол, собравший в Екатеринбурге людей, для которых небезразлична тема возрастания личности в семье, дружеском кругу и общине. Возглавил общение председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. О взгляде батюшки на семейное образование, призвание учителя, роль женщины в семье и актуальные интересы подростков можно узнать здесь. Сегодня представляем самые основные мысли других участников круглого стола на тему: «Счастливые и несчастные вырастают в семье». Также вы узнаете о том, какие проекты, помогающие обрести семейное счастье, есть в Екатеринбурге.
Председатель епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Димитрий Ваулин убежден, что несчастные и счастливые вырастают именно в семье, а не становятся таковыми через собственные поступки. Разводы, поломанные судьбы, психологические травмы мужа и жены сразу же влияют на психологическое состояние, поведение, успеваемость и на всю дальнейшую жизнь детей:
Это результат того, что в XX веке каждое последующее поколение меняет парадигму сознания. 30-40-е гг. – истребление активных здоровых мужчин (начиная от войн и заканчивая репрессиями) приводит к тому, что женщина берёт ответственность за свою семью, а затем происходит алкоголизация мужского населения, потеря морально-ценностных ориентиров.
В 50-е годы происходит идеологический слом. Появляется детоцентрическая семья: «Самое главное – дети, все лучшее – детям. Цель – дать ребенку счастливое детство, хорошее образование». Папа на определённом этапе отбрасывается, как ступень ракеты. Возникали часто семейства амазонок: бабушка, мама, дочка.
Новый вид супружеских отношений возникает на переломе века. Семья сегодня – это партнерство: «Мы ничем не связаны, в лучшем случае, мы равные. И в этом виде семьи нет никакого другого варианта, как договариваться». Отсутствие диалога – причина разводов. Люди говорят, что они равные, но они не умеют разговаривать друг с другом, не умеют слышать другого человека.
Тема правильного взросления ребенка – не только центральная тема выступления руководителя Центра защиты семьи «Колыбель». Это, скорее, одно из главных направлений профессионального внимания Елены Германовны Поповой. Работая со студентами высших учебных заведений, а также с подростками в проекте «За други своя», Елена Германовна утверждает, что взросление человека связано с формированием в первую очередь ответственности и самосознания:
В норме ребенок к 12–13 годам понимает, что становится взрослым, ответственным и самостоятельным. Чувство ответственности напрямую связано с гендерно-ролевой идентификацией: «каков я как мужчина» и «какова я как женщина». И важно суметь сформировать у подростка присущую именно ему роль. Если ты – будущий мужчина, то твоя ответственность и радость в том-то, а если ты – будущая женщина, то твое счастье и ответственность в другом. Если сформировать правильную систему ценностей у ребенка, то это может стать началом его пути к святости.
Ценности определяют человека и всю его жизнь, которая, по сути, имеет смысл только тогда, когда мы не предаём эти ценности. В рамках программы «За други своя» мы говорим с детьми и подростками честно, открыто и профессионально о том, что такое любовь, дружба, что такое вера, что такое смысл жизни. Говорим и надеемся, что для детей эти разговоры не проходят бесследно. Наши подросшие дети уже качественно отличаются от среднестатистического молодого человека.
Свидетельство нормального развития подростка – то, что он способен дружить, любить, и участвовать в дружеской группе ровесников. Если этого не происходит, то у человека развивается агрессивность. В подростковом периоде также формируются увлечения, человек находит дело своей жизни. Патологическая ситуация, когда студенты первых курсов не знают, кем они на самом деле хотят быть, или когда они вообще не проявляют искреннего интереса ни к одной сфер деятельности. Почему так происходит? Потому что зачастую у детей нет энергии для созидания, так как взрослые создают вокруг них развлекательную среду. Их познавательная энергия гаснет, если нет возможности для экспериментов, подвигов и ответственности, а в итоге беда сегодняшнего поколения – скука, уныние, ощущение бессмысленности жизни.
Елена Яковлевна Борщик, руководитель направления «Помощь детям» Православной Службы Милосердия, руководитель проекта нравственно-патриотического воспитания «За други своя», приемная мама для двоих подростков:
В нашем нравственно-патриотическом проекте для подростков «За други своя» мы сделали ставку именно на нравственную составляющую. С нами работает священник, два психолога, культуролог, историк, тематические педагоги и трое военных в запасе, молодые пенсионеры: бывший полковник ФСБ, армейский подполковник и майор полиции. Это те мужчины, которые могут показать классный пример мужественности.
В семидневной экспедиции у нас всегда есть Литургия, утреннее и вечернее правило. Никого не принуждаем, потому что есть дети светские, есть дети некрещёные. Они просто потихоньку пропитываются этим духом, просто находятся с нами рядом в храме. Пусть не молятся, но получают какой-то первый опыт, первый шаг в сторону православия. Есть и обязательное трудовое воспитание. Мы берем какие-то простые материалы и вместе с нашими мужчинами мастерим, например, беседку. Девочки занимаются на различных мастер-классах рукоделием.
Я вас приглашаю в наш проект «За други своя». Можно с нами поехать в смену, посмотреть, как всё происходит. Это точно работает, дети с нами, и им интересно, слава Богу.
Напомним, что круглый стол «Жизнь как подвиг» прошел в Екатеринбурге 29 октября 2019 года в рамках регионального этапа XXVIII Рождественских чтений.
Подробности выступлений участников смотрите в видео.