В экспедицию с детьми: школа жизни, а не выживания
– Мы будем ужинать, когда разобьем лагерь, приготовим дрова, разведем костер, принесем воды и приготовим ужин. А ты можешь нам помочь с хворостом, если хочешь.
Вокруг лес. Группа детей и взрослых с рюкзаками уже оставили за плечами несколько километров. Впереди обустройство лагеря, в котором примут участие все. В экспедиции «За други своя» не все на равных. Здесь каждый выкладывается по силам и вкладывает столько, сколько он готов вложить своих трудов в общее дело. У старших ребят, которые уже не раз выезжали в загородные экспедиции, больше опыта, поэтому они скорее спешат на помощь друзьям, оказываются там, где они нужнее, предвосхищают просьбы взрослых. Младшим или новеньким еще предстоит этому научиться. И научатся они быстро, ведь рядом нет бабушки или мамы, готовых по первой же просьбе любимого чада подстелить соломки и накрыть поляну.
Протоиерей Евгений Попиченко, духовник Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге, постоянный участник экспедиций:
Поэтому в наших программах активное участие принимают священники, с нами работает команда замечательных психологов, педагогов, а также опытные наставники и инструкторы – военные в запасе – люди, которые хорошо знают, что такое патриотизм и любовь к Родине. Все делятся своими знаниями, профессиональным и жизненным опытом. Усилия, которые прилагают сотрудники и педагоги проекта, дают замечательный эффект и приносят свои плоды.
Мальчики натягивают тент, девочки моют посуду
Приходится в процессе освоения таких простых вещей доносить до детей важнейшую для дальнейшей жизни тему – тему ответственности. Тебе уже 12 лет. Почему у тебя круг ответственности пятилетнего ребенка?
Конечно, можно сказать, что это должны делать родители, но им не всегда это удается, ведь не все семьи многодетны, в большом коллективе, где каждый на виду, это сделать проще. Понятно, что приходится сталкиваться не только с неумением, но и с откровенной ленью. «Закручиванием гаек» дело не решить. У нас, взрослых, есть один инструмент – мы разговариваем и пытаемся донести до молодого человека, почему именно он может и должен что-то сейчас сделать, не взирая на нежелание. И какую же радость в итоге испытывают наши дети, которым что-то доверили, у них это получилось и теперь они могут научить этому младших.
Родители, встречая детей с каждой смены, обращают внимание на серьезные внутренние изменения в своих детях и в их взаимоотношениях друг с другом. Дети становятся более собранными, приобретают навыки благодарности и внимательности, а также ведения домашнего хозяйства. Отношения у ребят продолжаются и по возвращении из экспедиций, завязывается дружба.
Отличительная черта нашего проекта – то, что он постоянно действующий. Ведь для подростков ведущей развивающей деятельностью является общение. И если им не дать качественного общения, внимания, они обязательно найдут его на стороне. Поэтому мы круглогодично не выпускаем из поля зрения наших детей, экспедиции проходят каждые каникулы (осень, зима, весна), а также проводятся три летние экспедиции и однодневные «Георгиевские игры», в рамках которых проходят беседы, переходящие в разные другие формы активности: военно-спортивные игры, музыкальные занятия, мастер-классы, «игры нашего двора», творческие баттлы и «вечерки» с участием фольклорных коллективов.
Вовка, приезжай еще!
– Наталья Федоровна! Вы не представляете, с какими ребятами я там познакомился! Они все добрые, классные. А какие там девочки! – двенадцатилетний Вова взахлеб рассказывает о своих впечатлениях от экспедиции директору социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Екатеринбурге. – Вы пожалуйста-пожалуйста отправьте меня еще раз в экспедицию!
Обычно Вова неразговорчив. Накануне он вернулся из экспедиции таким уставшим, что почти сразу умылся и лег спать, но прямо с утра пришел в кабинет директора и теперь не может остановиться – впечатления так и льются из него.
– А чем тебе девочки понравились?
– Вы не представляете: они добрые, заботливые, они все верующие, умеют любить по-настоящему. И почти все ребята умеют играть на гитарах. Собираются вечером у костра и играют, а кто не умеет – учится… Мы подружились. Ребята звали еще приезжать.
Пока Вовка рассказывал, директор смотрела на него и думала: «У него совершенно другие глаза, живые, горящие. Мальчик явно изменился в лучшую сторону».
Доступная высота
Евгений Дмитриевич Шаповалов, первый заместитель министра областного министерства социальной политики:
Ольга Петровна Рудацкая, психолог, специалист по работе с трудными детьми, педагог проекта:
Однажды в походе у одного мальчика порвался рюкзак. Нашелся друг, который помог нести вещи, переложив их к себе. Но потом мы заметили, что друг тащит рюкзак без передышки, а первый мальчик «выезжает» на дружеской помощи. И вот мы обращаемся к нему: «Это замечательно, что у тебя столько верных и заботливых друзей. А ты, как друг, что сделал в этой экспедиции?». В этом вопросе нет наказания или осуждения. Нам важно, чтобы он задумался.
Мы не выдумываем испытания (непогода, порвавшиеся кроссовки и прочие), мы просто с ними встречаемся – мы просто живем, а дети выбирают, как и где им быть. Например, группа детей в течение нескольких часов делает лодку. А потом кто-то прилетает и заявляет: «Я первый буду ее испытывать!». На что мы говорим: «Давайте первым лодку будет испытывать тот, кто дольше всех ее делал. Это справедливо». Наша задача расставить верные акценты.
Олег Олегович Савин, заместитель руководителя проекта, главный инструктор, рабочий день которого бывает растягивается на 7 дней и ночей:
Послесловие от Евгения Гришковца
Эти глаза могли бы всматриваться вдаль и искать землю на горизонте.
Они могли бы слезиться от холода горных вершин или сохнуть от пыльной бури в пустыне.
Эти глаза могли бы слепнуть от белых полярных снегов
или от тусклого света навигационных приборов.
Они могли бы, не мигая, пронзать ночь и видеть звезды...
Но эти глаза смотрят в экран
Глаза мужчины у монитора
Эти руки могли бы сжимать штурвал.
Эти ладони могли быть истерты об канаты и тросы парусов и фронтовых.
Пальцы могли быть изрезаны о скалы и льды.
Они могли бы почернеть от костров и ветров, они могли стать твердыми и сухими,
но касаться женской кожи нежно и сильно,
брать за талию или плечи так, как берут навсегда..
Но эти пальцы быстро бегут по клавишам.. мужчины у монитора
Эти лица могли быть обветрены всеми ветрами,
они могли осунуться и посечься морщинами:
мелкими морщинами возле глаз, глубокими на лбу.
Эти щеки могли стать впалыми и небритыми, эти губы могли пересохнуть от жажды и потрескаться в кровь,
но уметь целовать ТАК, так прикасаться к любимым губам...
А эти губы потемнели от кофе, чая и сигарет,
эти лица бледны в синем свете экранов...
Мужчины у мониторов
Эти глаза устали без сна...
Эти пальцы бегут по клавишам...
Но им кажется, что пальцы сжимают штурвал, или сжимают весло или сжимают дивные плечи...
Мужчины у мониторов
Если вы разделяете наши чаяния и ценности – добро пожаловать в проект!
Узнать о наличии свободных мест и записаться в осеннюю экспедицию можно уже сейчас по телефону диспетчера Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге (343) 200-07-04.