Ты Родину защищала, и стыдно за это льготы получать
«Когда у меня нет возможности помогать кому-то, я болею», – говорит Антонина Константиновна Щедрина. Сейчас она почти не выходит из дома, но продолжает помогать дистанционно. Наш рассказ об уникальном добровольце, участнике Великой Отечественной войны, пронесший сквозь годы войны и советской власти веру, любовь и милосердие к людям.
В «лихие 90-е», когда наркотики выкашивали молодежь, она была добровольным и самоотверженным помощником движения «Родители за будущее без наркотиков» – занималась юридической помощью, благо, за ее плечами докторская диссертация по юриспруденции и долгие годы работы в юридическом институте. Антонина Константиновна сражалась за судьбу каждого, кто был в беде и обращался за помощью. Как горячо и по-родственному она билась за них, как будто это были ее дочь или сын, внук или внучка! За годы ее работы с наркозависимыми 58 человек пришли в состояние устойчивой многолетней ремиссии.
А еще Антонина Константиновна была и есть фитотерапевт, да еще какой! Во время обучения в МГУ в послевоенные годы она получила и фельдшерское образование, а когда заболел ее сын, стала «поднимать» его травами. Сейчас её стаж в траволечении более шестидесяти лет. И на этом поприще она была верна себе – могла заваривать травы и привозить в реабилитационный центр к наркозависимым, везла сама в трехлитровых банках, потому что необходимо соблюдать все тонкости процедуры.
Откуда такой характер? А вот судите сами. Предки Антонины Константиновны – дворянский род и потомственная интеллигенция, сохранившие православную веру, нравственные принципы в горниле испытаний XX века. Люди чести и совести. Папа еще мальчиком пел в церковном хоре кафедрального собора в Одессе. Иногда по церковным праздникам в этом хоре пел и сам Федор Шаляпин.
Антонина Константиновна родилась и жила в городе-герое Туле. Когда началась война, ей было четырнадцать. С первых дней войны они рыли окопы вместе с мамой под обстрелами «мессершмиттов», защищая подступы к Москве. Спасала горячая вера и молитва. Особенно 90 псалом, который она читала непрестанно. Чудеса Божьего заступничества происходили каждый день.
Потом был госпиталь, работали сутками. В Тулу привозили раненых с передовой. Сколько все хлебнули горя, боли, страданий и смертей! Как только выдержала эта маленькая девочка-подросток, перевязывая тяжелораненых бойцов, иногда сама теряла сознание... Нашатырь помогал очнуться – и снова за работу. Признается, что эти воспоминания с каждым годом все отчетливее, не отпускают, а в День Победы рыдает от нахлынувших воспоминаний, словно это было вчера. На всю жизнь запечатлела она десятки лиц советских солдат, которых выхаживали, утешали, подбадривали, писали для них письма домой. Весь народ переживал подъем истинного патриотизма – любви к Родине, единения. Все для фронта, все для Победы! Это было смыслом жизни каждого.
И при этом она не имеет статуса участника войны. Как и почему? Вот что рассказывает наша героиня:
В эти пасхальные дни, в канун Дня Победы, Антонину Константиновну навестил духовник Службы Милосердия, протоиерей Евгений Попиченко. Не было более счастливого человека, когда ее домашнюю келью посетил любимый батюшка да еще с матушкой Ольгой и певчей Еленой Ольховской! Какие дивные пасхальные песнопения звучали в маленькой «хрущевке», как много важного было сказано в тот день, какой пасхальной радостью наполнились сердца! На прощание Антонина Константиновна сказала: