Для ропота и печали просто нет повода

Есть экранный или книжный, если можно так сказать, образ сестры милосердия – это женщины в сестринской форме, с прекрасными умиротворенными лицами, почти уже не земные, ангелы милосердия. Но мы понимаем, что это всего лишь образ, идеал. А есть реальные женщины, со своими реальными судьбами, семейными обстоятельствами и так далее. Сестра милосердия – не небожитель, она нуждается в поддержке. Сестра не может выходить на свое служение будучи раздраженной, или «накрученной», или просто уставшей, потому что ведь это ее настроение передастся тому, кому она сейчас идет помогать.

Где и как сестры милосердия черпают силы, кто или что поддерживает их, и что бывает сложно преодолеть? На эти и другие вопросы о служении милосердия отвечает Надежда Бычина, помощник руководителя направления «Помощь детям», сестра милосердия.

– Здесь, пожалуй, я не открою какой-то большой тайны, самое главное в жизни сестры милосердия, как и любого христианина, – это участие в Таинствах. Исповедь, причастие и молитва – это тот стержень, который поддерживает сестер. Батюшка (прим. – отец Евгений Попиченко, духовник Православной Службы Милосердия) всегда говорит: «Иисусова молитва – это ваш щит, в любой сложной ситуации сразу же начинайте молиться!» Другое дело, что не всегда сразу об этом вспоминаешь.

Вторая наша опора – это сами подопечные. Например, у нас одна сестра говорит: «Бывает, дома какие-то неприятности, но я прихожу к подопечным деткам и забываю обо всем. Вот это вот – мой путь! Я здесь спасаюсь, эти особенные дети меня спасают. И отдают они гораздо больше того, что я им могу дать!» И она это произносит с такой благодарностью, невзирая на то, что у нее непростые условия служения. Она говорит, что сразу появляется какая-то радость, которая растет в процессе служения и в итоге покрывает все те неприятности, с которыми она шла из дома.

Бывают в служении моменты, которые непреодолимы, с которыми нужно просто смиряться. Например, наши «детские» сестры милосердия приходят и в больницы, и в детские дома, и в интернаты. Это государственные учреждения, в которых примерно 90–98% сотрудников – люди не воцерковленные. И порой они совершенно не понимают, почему в их учреждение руководство допускает «чужих», то есть сестер милосердия. Внешнего сопротивления, может быть, мы и не встречаем, но внутреннее чувствуется.

Сотрудников можно понять: «со стороны» приходят какие-то люди, взаимодействуют с детьми, и им тоже нужно как-то это учитывать, меняя свое поведение. У нас были случаи, когда дети очень эмоционально реагировали на сестру: они радовались, начинали раскрепощаться, вести себя более непосредственно. Но вот сестра после всех занятий, прогулок, игр и объятий уходит домой, а сотрудники остаются на работе, и им приходится потом как-то справляться с этим эмоциональным всплеском, правильно его пережить. Ведь дети начинают требовать такого же эмоционального контакта, им хочется обнять всех, кто рядом, а у сотрудников на это нет ни времени, ни возможности, потому что есть функции, которые они должны выполнять. Это один из сложных моментов. Но к нашему большому счастью в каждом учреждении есть церковные люди, которые нас поддерживают. Да, их мало, буквально единицы, но это такое подспорье, что мы не чувствуем себя оторванными и одинокими, ведь в любом случае сестре нужна какая-то «соломинка», чтобы хотя бы первое время было на что опереться в учреждении.

Бывают случаи, когда сотрудники учреждений начинают нащупывать наши границы: например, просят помочь поменять белье или вымыть палату, то есть выполнить санитарские функции. Нужно правильно отреагировать и дальше выстроить диалог с сотрудниками, объяснив, что мы можем вам помочь, душевно и духовно поддерживая детей. Стоит отметить, что день ото дня в нашем обществе все больше понимания, чем сестра милосердия отличается от медсестры и как они друг друга дополняют.

Сестры стараются придерживаться принципа «Живи так, чтобы люди, узнав тебя, захотели узнать Христа». Вспоминается такой случай четырехлетней давности. В одной из наших подопечных больниц появилась очень красивая мама-цыганка с «особенным» ребеночком. Сестра милосердия заметила, что мамочка лишь наблюдает, почти не идет на контакт, поэтому серьезных разговоров не заводила, а просто подходила к ней: не нужно ли чего-то, хочет ли она, чтобы с ребенком посидели, чтобы она хотя бы элементарно в магазин сходила, – очень простые вещи. Внешне очень поверхностное бытовое общение. Дважды в год мама с ребенком приезжали на реабилитацию и встречались с сестрой милосердия. А возвращаясь домой, рассказывала своему мужу о своих впечатлениях от этих встреч. Они заинтересовались, что это за православие такое. Постепенно узнали веру и приняли Христа. Сейчас у них в семье уже четверо детей, папа учится в семинарии, они в постоянном контакте с нашей сестрой милосердия, обменялись телефонами и общаются.

Есть другой пример, как сестра милосердия помогает ребенку выбраться из отчаяния. В детском отделении областной психиатрической больницы лечилась 15-летняя девочка. При первых встречах с сестрой милосердия это был колючий ежик, но постепенно через творчество (простые рисунки, аппликации, которые выполнялись с сестрой), через общение на темы милосердия, дружбы, добра девочка раскрылась. Она начала рассказывать о себе, о своей жизни, а у сестры милосердия, по ее словам, кровь стыла. Два года девочка живет с мамой, которая вращается в асоциальном кругу, среди пьющих, колющихся приятелей. И эти мамины приятели испортили девочку, а ребенку-то нужна была любовь, душевное тепло и хоть какое-то внимание… Но она столкнулась с насилием и чуть с жизнью не рассталась от горечи и отчаяния. Сестра милосердия помогала справляться с этими трагическими переживаниями и поддерживала девочку, говоря о том, что настоящая любовь все же есть!

Слушая такие истории, я благодарю Бога за то, что мне посчастливилось вырасти в любящей семье, что у меня есть заботливые родители, сестра, племянники. Наши проблемы, недопонимания – это такие мелочи по сравнению с тем, что людям приходится переживать. Для ропота и печали просто нет повода. Казалось бы, такие очевидные и простые вещи здесь на контрасте подчеркиваются, и начинаешь ценить то, что у тебя есть, оно становится настолько ярким и значимым – слава Богу за все!

Пусть у больничных сестер милосердия будет возможность заступить на пост – поддержите их финансово.

Стать добровольцем направления «Помощь детям» можно в любое воскресенье. Приходите на собеседование, которое проходит по адресу: Екатеринбург, ул. Кирова, 65.ico}

18 марта 2019г.