Правила общения с больным человеком от сестры милосердия
«Мне кажется, что современный человек очень растерян и встревожен. Но если обычный человек все же имеет опору в работе, в семье, в самом ходе жизни, то человек, оказавшийся в доме для престарелых, этой опоры лишен. И одна из важнейших задач сестры милосердия – общаться с подопечным так, чтобы он успокоился и обрел силы для того, чтобы принять свою жизнь или какую-то конкретную ситуацию».
Сестра милосердия Валентина Егоровна Политыко несколько раз в неделю спешит в дом для престарелых и инвалидов «Малахит». Там ее пост, там ее подопечные и там проходит значительная часть жизни. Ее работа состоит не столько в медицинских манипуляциях, сколько в душевном и духовном общении с людьми, оказавшимися в таком доме. А люди здесь разные: есть одинокие пожилые, а есть и те, кто в силу диагнозов с 18 лет проживает в этом доме. И среди инвалидов есть просто лежачие, а есть люди с нарушениями психики. И к каждому сестра милосердия должна найти свой подход.
Сегодня Валентина Егоровна поделилась своими правилами общения с больными подопечными. Надеемся, что ее многолетний опыт пригодится и нам, ведь периодически нам приходится общаться с заболевшими или давно болеющими знакомыми. Как быть по-настоящему милосердными, как не испугаться такого общения и не свести его к минимуму по причине того, что мы просто теряемся и «не знаем, о чем с тяжело больным можно говорить»?
Особых секретов нет. Есть общие правила общения с больными подопечными. Во-первых, это принятие больного как человека. Не открою ничего нового. Еще святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал, что лечить нужно больного, а не болезнь. Так вот и общаясь с больным, нужно видеть перед собой человека, а не набор диагнозов.
Во-вторых, нужно самому быть спокойным. Если подопечный расстроен, подавлен или возбужден, то спокойный тон и ровное общение поможет и ему обрести мирное состояние души хотя бы на время вашего разговора.
Третье правило можно сформулировать так: старайся случайно не обесценить переживания, страхи или страдания другого человека. Нельзя просто махнуть на них рукой, будто говоря: «Да наплюнь, это ерунда. Сейчас же успокойся!» Важнее услышать человека, а не сформулировать свой «правильный ответ».
Когда я заступаю на смену, то в первую очередь помогаю немощным подопечным в приеме пищи. Мы беседуем о погоде, о волнующих их событиях, я спрашиваю о самочувствии. Когда прием пищи окончен, у меня есть возможность уделить внимание тем подопечным, с которыми мы знакомы уже несколько лет. С кем-то мы читаем духовную литературу, кто-то спрашивает совета, как поступить в той или иной бытовой ситуации. С кем-то мы вместе молимся или отправляемся в домовой храм. Но чаще всего люди рассказывают о своей жизни: иногда это страшные события, иногда смешные, но это то, что лежит у них на сердце, в чем выражается жизнь их души.
Самая главная потребность наших подопечных (в доме престарелых или на патронажном адресе) – это общение. Болящий человек жаждет, чтобы его выслушали и поняли, а все остальное – потом.
Если вы когда-нибудь болели, то вы помните, что внимание концентрируется на боли. Волнует именно она. С нее и нужно начинать. Вот простой пример. Меняется погода, и это, как известно, влияет на самочувствие больных, у которых есть проблемы с сердцем, сосудами, суставами и так далее. Поэтому в такие дни я отправляюсь именно к таким подопечным, чтобы спросить «как самочувствие?», утешить их. Так я даю им понять, что они не забыты, что их боль небезразлична. Подержать за руку, подать воды или лекарство, подбодрить «потерпи немножко» - вот что нужно!
Друзья! Очень просим вас молитвенно и финансово поддержать сестер милосердия, несущих свое служение в больницах и хосписе!
При подготовке материала использовались материалы православного телеканала "Союз". Благодарим корреспондента телеканала Ирину Пономареву.
Читайте в тему - Истории святого дома