Мама на час
«Чужих детей не бывает» — эта фраза часто встречается на социальных баннерах и в СМИ, мы скользим по этим словам взглядом, мысленно соглашаясь с ними или нет, и бежим дальше, каждый занятый своими делами. А если остановиться и подумать, и признать «чужого» ребёнка за «своего» — что изменится тогда и к чему нас это обяжет? Возможно, мы станем читать про «солёное детство» детдомовцев, сокрушаться несовершенством этой системы и активно обсуждать её в дружеском кругу. Или представлять себя щедрым благотворителем (были бы деньги!) или добрым усыновителем (в будущем, но лишь бы не сейчас!). А что, если набраться смелости и решиться на один конкретный поступок? И хотя бы час своего времени подарить в больничной палате малышу, который из «чужого» вдруг станет нашим подопечным? Быть может, это не так и страшно? Тем более, когда есть люди, которые нас направят, поддержат и поделятся своим опытом работы с одинокими детьми.
О проекте «Мама на час» Православной Службы Милосердия Екатеринбургской епархии рассказали руководитель направления Елена Яковлевна Борщик и сестра милосердия Надежда Бычина.
Всё началось в 2011 году, когда врачи екатеринбургского центра «Бонум» впервые обратились к сотрудникам Службы Милосердия с просьбой подежурить с девочкой из детдома, которая проходила у них лечение. Тогда руководитель направления «Помощь детям» Елена Яковлевна Борщик со своими помощницами Надеждой Золотарёвой и Надеждой Бычиной нашли добровольцев, составили график дежурств, и девочка благополучно прошла лечение. А дальше сработало «сарафанное радио», буквально посыпались новые просьбы о подобном сопровождении детей.
Надежда Бычина:«Звонков действительно было много, хотя в то время направление только зарождалось, информации о нём в открытых источниках не было, а потребность в помощи всё время росла. Дело в том, что у медицинского персонала загруженность большая, и нет возможности, оставив свои основные обязанности, постоянно находиться рядом с детдомовским малышом. Поэтому, если рядом с ним постоянно не будет сопровождающего взрослого, на лечение его просто не примут. Когда годовалый малыш попадает в одиночную палату, без сторонней помощи ему не обойтись. Хорошо, если в одной палате с сиротой окажутся бабушки или мамы, которые могут ему помочь. А если нет? Поэтому нашей задачей было найти добровольцев и составить чёткий график дежурств, чтобы малыш не оставался в одиночестве ни на минуту — только при таком условии его могли принять на лечение».
Вначале направление «Помощь детям» покрывало только детские учреждения: Дом малютки, медицинский центр «Бонум», противотуберкулезный диспансер, дом-интернат для умственно отсталых детей. Со временем к ним добавились несколько отделений психбольницы и Центр детской онкологии и гематологии. В 2015 году направление «Мама на час», прежде бывшее безымянной частью «Помощи детям», стало самостоятельным, у него появился свой координатор, и собралась дружная команда добровольцев из 25 человек, на которых всегда можно рассчитывать.
Елена Яковлевна:«Наши добровольцы — люди, как правило, работающие. Чтобы посидеть с малышом, одни жертвуют своим обеденным перерывом, другие дежурят в больнице в вечернее время или в выходные дни, а третьи оформляют отпуска на всё время лечения ребёнка. Бывает, что добровольцы-домохозяйки оставляют своих детей на пару часов нянечкам, чтобы успеть в больницу на дежурство. Тут важно не сколько времени доброволец готов провести в больнице с ребёнком, а насколько обязательным и пунктуальным он может быть».
Координатор всегда лично встречает каждого малыша, приезжающего на лечение, чтобы узнать его особенности и понять, кого из добровольцев стоит к нему пригласить.
Елена Яковлевна:«Иногда воспитатели описывают нам ребёночка как спокойного, доброжелательного и контактного, а приезжает напуганный и зажатый малыш, который, возможно, первый раз в жизни оказался за пределами детского дома. Тогда мне самой нужно перестроиться в общении с ним и донести до наших помощников правильную информацию. Бывает, на обследование или операцию одновременно приезжают по трое ребятишек, причем, в разные больницы, и часто — в отдалённые, до которых непросто добираться в вечернее время, если у добровольца нет машины. Слава Богу, людей это не пугает, они стремятся помочь, утешить, принести немного добра и ласки детям, и это стремление оказывается сильнее боязни перед дальней дорогой с пересадками. А бывает, что помощники так проникаются к детям, что и после выписки продолжают навещать их в детских домах. Например, недавно одна «мама на час», которая в больнице заботилась о мальчике-инвалиде с зондовым питанием, стала навещать его в детском доме, а сейчас оформляет документы, чтобы хоть на какое-то время можно было забирать его домой».
Направления «Помощь детям» и «Мама на час», пожалуй, самые популярные в Службе Милосердия. Многим приходящим кажется, что здесь нет ничего сложного: нужно просто посюсюкать с ребёнком, провести с ним время. Но на деле оказывается всё иначе, ведь у больного малыша есть свои особенности, которые нужно учитывать, а у добровольца возникают определённые обязательства по отношению к нему. К встрече с ребёнком обязательно нужно готовиться заранее, продумывать занятия, чтобы не было никакой спонтанности в общении с ним. «Мир этих детей и так достаточно хрупкий, им необходима стабильность и уверенность», — подчеркивают сотрудники Службы. Увы, бывает, что доброволец 2-3 раза дежурит у ребёнка, а потом сходит с дистанции.
Надежда Бычина:«Обычно это происходит именно потому, что ожидания добровольца не совпали с реальностью. Мы стараемся, чтобы у новичка сразу было понимание, куда и для чего он идёт. Определиться с выбором деятельности и подготовиться к работе помогает собеседование с руководителями Службы Милосердия протоиереем Евгением Попиченко и Ольгой Варгановой, а также обязательный инструктаж у наших координаторов. Кстати, нас очень порадовал последний набор добровольцев. Девочки пришли сознательные, они не делают разницы между больными и здоровыми детками, лёгкими в общении и трудными, а ко всем идут с открытой душой».
Направление «Мама на час», конечно, по большей части, женское. Мужчины здесь — редкость, но не потому, что они не хотят проводить время с детьми — просто их появление смущает мам и бабушек, которые лежат в палатах. «Мужчин мы пока переводим на другие направления, — признаётся Юля, — туда, где их потенциал может раскрыться в полной мере. Но со временем, возможно, кроме «Мамы на час» у нас появится и проект «Папа на час». Главное, чтобы люди не теряли искреннее желание помогать детям и не боялись трудностей, которые могут их ждать на этом пути».
Источник: Православный вестник №119, октябрь 2015 года
Приглашаем добровольцев послужить мамой, папой, братом или бабушкой
Подопечным направления «Помощь детям» требуются памперсы