«С ними спокойнее, они не подведут»
1 октября 2009 года патронажной службе исполнилось два года. Работа держится на людях доброй воли, так как в штате только 6–8 сестер милосердия, а адресов на данный момент — 30.
То есть добровольные помощники — основная опора. Кто-то приходит к своему «адресату» раз-два в неделю, чтобы просто занести необходимые продукты, чтото поправить, помыть, пододвинуть. Кто-то опекает человека более плотно. Все зависит от адреса и от возможности помогающего. Когда в службу поступает звонок, то Елена Яковлевна вместе с врачом Татьяной Петровной Елохиной выезжают на адрес.
Татьяна Петровна отработала 20 лет на скорой помощи, и богатейший опыт работы помогает оценить ситуацию: — Мы понимаем, что раз нас позвали на адрес, то Господь как-то указывает нам, что здесь нужна помощь. Мы же вместе решаем, в какой мере мы можем поучаствовать в той ситуации, которую застали. Если у пациента есть родные, то обязательно оставляется фронт работ для них, так как это их крест. Все делим по-честному, определяя силы и возможности родных больного человека.
Елена Яковлевна рассказала об одном звонке в службу. Звонил деловой мужчина, который «калькуляторно» рассчитал, что платить коммерческой патронажной службе 10–15 тысяч слишком накладно, что, поместив матьстарушку в богадельню, он сэкономит столькото денег и времени...Его сухие расчеты были прерваны: «Знаете, мы можем с точностью рассказать, как будет развиваться ваша жизнь, как только вы „сдадите“ свою маму в богадельню. Через какое-то время развалится ваша семья, бизнес и „добьет“ здоровье. Мы вас не пугаем, просто у нас уже накопилась статистика». Он опешил, обещал еще подумать и больше не перезвонил.
Господь посылает крест (болезнь) не только самому пациенту, но и его окружению (родным, друзьям, соседям). Если рядом с тобой живет нуждающаяся в помощи старушка, а ты бездействуешь, то это означает одно — ты отказываешься от спасительного для тебя и пока еще простого креста. Безусловно, осознать и принять крест легче, если пациент и родственники верующие.
Помощь требуется всем, особенно неверующим или маловерным. У таких людей доверие православной патронажной службе даже выше, так как есть убежденность «православные надежнее, с ними спокойнее, они не подведут». Бывает, что неверующий пациент чувствует что-то светлое и настоящее, исходящее от православной сестры милосердия, но начинает противостоять этому. Мучается сам из-за противоестественного отторжения, которое возникает в его сердце, и усложняет работу сестры. А бывает, что такой пациент все силы своей души тратит на борьбу за физическое здоровье, которое утекает, как песок сквозь пальцы. День такого пациента сводится к приему лекарств, натирке всевозможными мазями, проведению процедур. Он не оставляет себе времени на то, чтобы подумать о самом важном для него, суетится и остается внутренне неудовлетворен, несчастен. Да и родственники в таких случаях чаще всего озабочены всем, кроме духовной жизни.
Но большинство пациентов, наблюдая за работой сестры милосердия, в конце концов, высказывают свое радостное удивление: «Откуда такие люди? Кто их воспитал? Неужели доброта, милосердие, отзывчивость еще сохранились в наше время?». Удивление их естественно, так как за все время жизни, к ним, может быть, впервые так относятся «чужие» люди. Очень вдохновляет, когда человек, находящийся под нашей опекой, может быть, впервые в своей жизни начинает задаваться духовными вопросами (для чего он живет, что дальше, что за порогом жизни и так далее), когда он впервые подходит к исповеди, а затем и причащается Святых Христовых Тайн и обретает спокойствие, умиротворение.
Все сестры, с которыми мы общались, говорили об одном: все просто, если любишь подопечного. Просто, когда начинаешь работу с молитвы и просьбы ко Господу о даровании сил, мудрости и терпения. И сестра милосердия в богадельне Маша, и Галина Михайловна, помощница о. Владислава, и другие сестры говорят об одном: как только они откликнулись на объявление в газете о наборе в сестричество, как только приступили к работе, мир изменился. Подопечные и коллеги по работе очень быстро стали родными людьми, и православный круг общения привнес мир, спокойствие и любовь даже в повседневную жизнь.