«От уныния и болезни хотелось уйти из жизни - теперь все иначе!»
Бывают люди слепые: они объединяются в общества и общины, учатся читать пальцами специальные книги. Бывают глухие: у них тоже есть свои общества и общины, где они научаются языку жестов. А бывают слепоглухие. Им трудно…
Мы продолжаем серию патронажных историй Патронажной Службы Милосердия Екатеринбургской епархии. С Ольгой Васильевной Серовиковой мы познакомились около двух лет назад. Она обратилась она в Службу Милосердия с не совсем обычной просьбой. Материально вполне обеспеченная, живущая со старенькой мамой и имеющая взрослых детей и даже внуков, Ольга Васильевна не нуждалась ни в деньгах, ни в уходе. Ей нужна была душевная поддержка. Казалось, есть у человека близкие люди, в чем же проблема?
А дело оказалось вот в чем: не было у Ольги Васильевны человека, близкого ей по возрасту и интересам. Мама уже старенькая, дети и внуки молодые – с ними легко говорилось о повседневности, а вот о важном и сокровенном как-то не получалось.
Хотела было пристроиться к обществам глухих или слепых, но это не удалось: с глухими она общаться не могла, так как не видела их жестового языка, а в обществе слепых не смогли научить ее шрифту Брайля теперь уже из-за глухоты… даже не попытались.
Вот так и получилось, что пятидесятидвухлетняя женщина оказалась будто бы в изоляции:
– Я ощущала бесперспективность жизни. Много помню, многое знаю, о многом хотелось поговорить. А с близкими все заканчивалось коротким и поверхностным: «Как дела?»
Конечно, в Службе Милосердия можно было бы найти добровольца, который составил бы Ольге Васильевне компанию. Но сестрам милосердия не хотелось «просто развлекать инвалида разговорами», хотелось, чтобы общение было полезным, а не пустым.
Татьяна Гендриевна Ананьина, руководитель Патронажной службы:
– Когда мы предложили Ольге Васильевне, чтобы к ней приезжала сестра милосердия, чтобы изучать православную веру, – она сразу согласилась. Поэтому на адрес отправилась наша сестра-катехизатор Светлана Леонтьевна Прокопкина.
С тех пор раз в неделю, если не случается непредвиденных обстоятельств, Светлана Леонтьевна приезжает к своей новой подопечной. Нельзя сказать, что Ольга Васильевна была глубоко верующим человеком. Начали с азов. Сначала это были просто тихие беседы о самых простых вещах (тихие, потому что только в таком случае слуховой аппарат помогает донести до уха хотя бы какие-то членораздельные звуки, а не набор шумов). Но уже через несколько встреч Ольга Васильевна начала обрушивать на сестру-катехизатора лавину вопросов.
Светлана Леонтьевна даже рада такому ходу катехизаторских занятий:
- У меня есть определенный план занятий. Но с Ольгой Васильевной мы постоянно от него отступаем. Каждая тема рождает у нее вопросы, выявляет какие-то недоумения и воспоминания. Если этих недоумений не разрешить, то двигаться дальше просто нет смысла. Она очень быстро и серьезно откликнулась на веру православную, поэтому ее жажда узнавать о Боге, о вере и церковной жизни не может не радовать.
Мама Ольги Васильевны тоже стала помогать нам: она читает молитвы, которые та быстро запоминает.
Когда мы стали беседовать о страстях человека и смертных грехах, то Ольга Васильевна призналась мне (такого признания она не делала ни маме, ни детям), что в один из трудных периодов жизни до того одолела ее страсть уныния, что она долго обдумывала способ ухода из жизни. Настолько все было безотрадно, что перспектива открыть газ и задохнуться или перерезать вены уже не пугала.
Теперь Ольга Васильевна раскаивается в таких помыслах:
- Я поняла смысл жизни. Поэтому теперь я стараюсь наблюдать за своими помыслами, бороться со страстями, с удовольствием молюсь. Если раньше я раздражалась на маму и не сдерживалась, то теперь, когда в душе возникает очередная к маме претензия, я стараюсь хотя бы промолчать. То вдруг замечу, что завидую. Замечаю, а потом каюсь. Мне очень бы хотелось больше и больше узнавать Бога.
Между сестрой милосердия и подопечной не сразу завязалась дружба. Скорее, сначала они просто пошли совместным путем. Но теперь…
Светлана Леонтьевна, сестра милосердия:
- Она открывает о себе какие-то глубокие вещи, которых не рассказывает другим. При встрече она жмет мне руки. Между нами уже есть добрая привязанность, и она задает мне вопрос: «Что будет дальше? Неужели мы перестанем встречаться, когда закончим занятия, и вы не будете приходить ко мне?!»
Мы зрячие-ходячие-слышащие давно пришли в храм, десятилетиями учимся, а духовная жизнь у нас так и продолжает оставаться вялотекущей. А тут, видимо, Господь здоровье телесно отнял, а самое важное дал – жажду Бога. Когда мы встречаемся с такими людьми, то не просто начинаем ценить то, что есть у нас, – зрение, слух, возможность передвигаться и так далее. Возникает убежденность, что мы в долгу перед такими духовно живыми людьми и в долгу перед своей бессмертной душой.
Вот такая история. Для нас для всех поучительная.
Телефон диспетчера Православной Службы Милосердия: (343) 200-07-04
При совершении пожертвования через сайт www.ekbmiloserdie.ru, Вы можете выбрать назначение платежа из списка (либо оно автоматически появится в форме, если Вы жертвуете со странички, на которой размещена просьба о помощи для конкретного подопечного). Таким образом, дополнительно не нужно сообщать нам, на поддержку какого подопечного или проекта Вы хотели бы направить свои средства, система сама распознает адресный платеж.
Все возможные варианты перечисления средств указаны в разделе Помочь деньгами. Если Вы решите помочь не через сайт www.ekbmiloserdie.ru, а каким-то другим способом – через Почту России, на карту Сбербанка, смс или в платежном терминале – не забудьте при совершении платежа написать на электронный ящик: help@ekbmiloserdie.ru письмо с указанием суммы и пометкой, куда Вы желаете направить данное пожертвование.