Петров пост: столь же древний, что и Великий
Понятно мощное духовное содержание Великого поста, когда знаешь, почему надо ограничивать себя. Менее понятен духовный смысл Петровского поста, такого трудного для отпускного летнего времени
Чтобы собраться с силой
Протоиерей Димитрий Сизоненко, клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург):
– В этом году Петровский пост начинается с 15 июня и продлится 28 дней. Как мы знаем, длительность Петровского поста зависит от Пасхи. Если она ранняя, Петровский пост может длиться до 42 дней, если поздняя – сокращается до 8 дней.
Число сорок имеет символическое значение, оно напоминает и о сорока годах, проведенных народом израильским в пустыне. И эти сорок лет были полны искушений, сомнений, недовольства.
Традиция совершать пост в память о Первоверховных апостолах, столпах Церкви, столь же древняя, как традиция поста перед Пасхой.
Ипполит Римский (III в.) говорил о том, что люди, которые не могли поститься в Великий пост – болели, уезжали или занимались неизбежными делами, не способствовавшими погружению в духовно-литургическую жизнь Церкви, могли перенести свой пост на период после Пятидесятницы.
Это одна из версий.
– Какова история праздника апостолов Петра и Павла?
– В Риме память апостолов Петра и Павла начали торжественно отмечать задолго до того, как в церковном календаре появился праздник Рождества Христова.
Сохранились свидетельства о том, что уже в IV веке 29 июня (12 июля по нашему стилю) совершались торжественные богослужения на гробнице апостола Петра в Ватикане, на месте мученичества апостола Павла за стенами Рима и в катакомбах, где в течение некоторого времени были спрятаны мощи апостолов.
По свидетельству древней Церкви, апостолы приняли смерть в один день (но не в один год), поэтому их память празднуется одновременно. Петр – первым из двенадцати исповедал Иисуса Мессией, стал скалой, на которой Христос основал Церковь. Павлу было уготовано стать апостолом языческих народов.
Этот праздник исключительно важен для самосознания Церкви. Апостолы – фундамент Церкви как нерукотворного храма Божия. Смысл нашей христианской жизни в самом важном совпадает с призванием апостолов – быть посланниками, то есть живыми носителями Евангелия как радостной вести о Воскресении Христа.
«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение», – пишет апостол Павел (Фил. 1:21). Вся жизнь апостолов – Воскресший Господь, их мученическая кончина – пасхальная победа. День их рождения на небе для Церкви столь же знаменателен, как Пятидесятница.
Апостолы – друзья Жениха
– Почему мы не постимся перед днями памяти других святых? И перед некоторыми Господними праздниками не постимся?
– Вспоминается только день усекновения главы Иоанна Предтечи, когда уставом предписан строгий пост. На мой взгляд, это говорит о том, что Первоверховные апостолы пользуются таким же почитанием, как Иоанн Креститель.
Апостолы по-своему выступают в роли друзей Жениха, они готовят брачный пир, они удостоены высочайшей чести и радуются ни с чем не сравнимой радостью.
Что касается, событий в жизни Христа, «потенциально» достойных поста, то надо помнить, что Евангелие не является в прямом смысле биографией Спасителя, поэтому Его земная жизнь представлена в нем не как последовательность отдельных событий, а как единое Богоявление, которое разворачивается во времени. Это принципиально меняет восприятие Евангелия.
Кульминационным Богоявлением является смерть и Воскресение Иисуса Христа, поэтому христиане сопровождали празднование этой тайны постом, сначала в течение 40 часов, а со временем Великий пост растянулся на 40 дней.
Рождество и Крещение представляют собой единый праздничный цикл Богоявления. В связи с этим мы совершаем Рождественский пост, кстати, его не зря называют Филипповым, по имени одного из апостолов.
Третья теофания – Преображение Господне, этот праздник и так выпадает на Успенский пост. Успение – Пасха Пресвятой Богородицы. Апостолы занимают в домостроительстве Божьем не менее важное место, при этом Петра и Павла называют «корифеями» апостолов, то есть в их лице Церковь празднует весь апостольский лик.
О мирском, житейском…
– А если человек на две недели выехал в отпуск во время поста, на море, в тепло. У него это единственная возможность отдохнуть, расслабиться. Он вывез детей, которых надо развлекать. Везде шашлык да хачапури. А ему подавай пирожок с капустой…
– Если это у человека единственная возможность отдохнуть и расслабиться – никто его не станет казнить за несоблюдение поста. Отдыхайте, наслаждайтесь семейным счастьем, радуйтесь жизни и благодарите Бога.
– В целом, ритм церковной жизни людей в летний период, мягко говоря, ослабевает. Многие уезжают на дачу на все лето, где не всегда есть возможность ходить в храм. Как можно поддержать свою духовную жизнь в это время?
– Эпидемия коронавируса нам всем преподнесла урок, как при невозможности посещать богослужения в храме находить другие формы пребывать в единстве с Богом и Церковью. Мы совершаем большую ошибку, когда превращаем христианство в религию обрядов и внешних предписаний, когда они становятся самоцелью или разменной монетой в наших отношениях с Богом.
Христианство – это Воскресший Христос.
Жизнь христианина – пребывать в общении с Ним через Таинства Церкви, но не в меньшей степени через чтение Писаний, молитву, пост, братскую любовь, дела милосердия.
Послания апостолов написаны раньше всех четырех Евангелий
– Православные Петров пост помнят, а вот об апостолах Петре и Павле знают немного, да и не видно массового интереса…
– В современной России, к сожалению, не все, считающие себя христианами, празднуют день памяти апостолов Петра и Павла с той же торжественностью, как празднуют великие Господские и Богородичные праздники. В целом в христианском мире этот день для многих является великим торжеством.
В Римо-Католической Церкви по многовековой традиции в этот день совершаются рукоположения священников, что ставит этот праздник в один ряд с Великим Четвергом и Пятидесятницей.
«Знать» о апп. Петре и Павле – это, в первую очередь, читать их послания, а они не просты.
Послания апостола Павла составляют значительную часть Нового Завета, они написаны, когда еще не были написаны четыре Евангелия. Они доносят до нас живые голоса самых первых христианских общин.
Они погружают нас в мир, в котором ощущается еще тепло домашнего очага, когда Церковь еще не превратилась в институцию. В них даже за самыми сложными и абстрактными богословскими идеями угадываются конкретные ситуации, конфликты, человеческие судьбы.
Послания до нас доносят внутренний мир их автора, его пламенную любовь ко Христу и Церкви, от накала чувств его мысли иногда вскипают, иногда он откровенно юродствует, для него важно лишь одно – чтоб победила истина. Современный человек не в меньшей степени, чем адресаты апостола Павла, вовлечен в поиск истины, свободы, подлинного величия, познания Бога. И в этом Павел остается уникальным наставником.
– В каком переводе лучше читать Послания, Деяния?
– Я советую по возможности читать в разных переводах. Любой переводчик передает лишь то, что ему самому удалось понять. Поэтому в каждом переводе есть свои открытия и неудачи.
На мой взгляд, чтение священных текстов должно быть больше похоже на «слышание», чем на привычное нам поглощение информации.
Не нужно смущаться трудных или скучных мест, именно здесь нередко таится самое интересное. Я всегда советую Слово Божие именно слушать, внимательно, в тишине, как слушают близкого и родного человека. Самое главное понимается между слов.
Я с большим удовольствием читаю послания апостола Павла. Перипетии его судьбы, его духовная драма особенно привлекает тех, кто не довольствуется поверхностными знаниями о Боге. У него я хотел бы научиться в собственных неудачах и страданиях обретать источник новой силы. Некоторые строки его посланий являются лучшим утешением и наставлением в молитве.
– Поделитесь, пожалуйста, вашим личным опытом переживания Петровского поста?
– Я не уверен, что сам вполне понимаю «смысл» поста. Для меня слова «пост» и «молитва» означают две грани одной и той же реальности. Это возможность напомнить себе самому, выразить перед Богом и телесно пережить очень важную истину: не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих.
Главный смысл поста, как и молитвы – в радости.
К сожалению, заповедь Христа нередко понимаются, как обязанность, как приказ, который нельзя не исполнить. Но в действительности в Его устах нет принуждения. Заповедь любви, милосердия – это радость жизни, прежде всего, радость жизни.
– Объясните, пожалуйста, что вы имеете в виду?
– Представьте себе маму, которая говорит своему малышу: «Садись за фортепиано». Если ему самому вся эта музыка в тягость, то – бедный малыш и бедная мать. Но если этот ребенок – маленький Моцарт, для него это скучное занятие преображается в Божественный дар.
Когда Христос говорит апостолам: «Заповедь новую даю вам», я не слышу в этом ни слова принуждения.
Это не значит, что мы обязаны во что бы то ни стало не просто любить друг друга, а любить какой-то сверхчеловеческой любовью. Кто из нас способен на такую любовь?
Если это закон, и он не исполнен, значит мы бесконечно виноваты. Возникает чудовищная подмена.
Когда Христос говорит «род сей лукавый изгоняется постом и молитвой», постом, который является языком молитвы, внутреннего единства души с Богом, это не приказ. Он открывает для нас новый путь.
Собственно, христианская аскеза не состоит в том, чтобы просто лишать себя пищи и питья. Разумеется, такая аскеза тоже важна. Но главное – в отношениях, главное возрастать в свободной любви к Богу и ближним.
Фото из открытых источников