«Пойми меня»: как папы меняют отношение общества к «особым» детям
Материал из серии публикаций «Череповецкие встречи» об уникальном опыте поддержки отцовства в этом городе Вологодской области, одним из первых в России начавшим праздновать День отца.
«Больной что ли?»
— Такой большой мальчик, а сидит! Уступи бабушке место!
Пожилая женщина громко, на весь автобус, изливала праведный гнев. Пассажиры прислушивались, кто-то согласно кивал. Мальчик беспомощно смотрел на папу: что делать?
— Он не может стоять, — негромко сказал мужчина негодующей гражданке. – И ему всего шесть лет.
— Что значит «не может»! – возмущение вспыхнуло с новой силой. – Не может он! Я вот могу почему-то. Больной что ли?
— Больной, — строго и печально сказал мужчина.
Не будем описывать диалог дальше: случаев, подобных этому, было много. Иногда люди понимали, в чем дело, извинялись. Иногда нет: внешне Серафим — обычный мальчик, здоровый ребенок, и поверить, что с ним что-то не так, незнакомому человеку не всегда легко. Тем более понять с первого взгляда.
«Стал стучаться в закрытые двери»
Что у ребенка серьезные проблемы со здоровьем, родители (и доктора тоже) поняли не сразу. Поэтому не было такого острого шока, когда врачи называют страшный диагноз.
— Все было размыто во времени, — говорит отец Серафима Тимофей Сафронов.
Сначала заметили, что часто дрожат у малыша ручки. К полутора годам начались сильные истерики, с которыми мама и папа не могли справиться, корили себя – мол, плохие родители. Еще через год поняли, что Сима ведет себя не так, как другие дети.
В детском саду («Сначала мы ходили в обычный детский сад – врачи не находили ничего особенного») воспитатели были постоянно недовольны: кричал, не давал вести занятие, мешал детям спать… («Дети часто провоцировали Симу: им было смешно, когда он бегал за ними, кричал. Кстати, в другом детском саду, позднее, воспитатель так поставила дело, что его защищали»).
Что было делать? Можно ли вылечить сына? И как, где, у каких врачей?
— Обивать пороги, стучаться в закрытые двери у меня получается лучше, чем у жены, — считает Тимофей. — И многие вопросы стал решать я сам – беседовать с врачами, искать стратегию лечения.
Кстати, даже не все доктора понимают особенности Серафима – делают замечания, если мальчик «плохо себя ведет» на приеме.
«Вам здесь не место»
Уж что-что, а замечания чужому ребенку у нас делать умеют. Этого за шесть лет Тимофей и Маргарита Сафроновы наслушались в полной мере.
— Сын из-за неврологических отклонений не в состоянии контролировать себя, свои эмоции, — продолжает рассказывать Тимофей. – У него может неожиданно начаться истерика, могут задрожать руки, он может начать болтать ногами, сидя в транспорте. Людям вокруг это не нравится, они начинают возмущаться, отодвигаются.
Это происходит повсюду – в детской поликлинике, где сидят в очереди мамы с детьми. На улице. В магазине. Однажды грубое отношение семья встретила даже в церкви…
— Это случилось, когда у Симы неожиданно началась истерика, прямо в храме, — говорит Тимофей. — И одна из бабушек, которые там работают или помогают, так и сказала: «Вам здесь не место, уходите!». Я думал, что уж в храме верующие люди будут относиться терпимо, но нет.
— А сам Сима понимает, как к нему относятся, чувствует отторжение людей, их недовольство?
— Чувствует, безусловно. У него портится настроение, это видно. И он всегда внимательно слушает, когда говорят о нем.
Понимание и поддержку уставшие родители нашли в череповецком детском саду № 131, куда ходят дети с различными отклонениями в здоровье.
За дело взялись папы
«Долгое время инвалиды были отстранены от общества, жили каждый в своем мирке. И скорее всего, — размышлял позднее Тимофей, — люди просто не понимают – что за ребенок перед ними, как с ним себя вести, почему он так реагирует. В окружении этих людей здоровые дети, иногда действительно недостаточно воспитанные, и им трудно представить, что ребенок может быть не в состоянии управлять своими эмоциями, своим телом. Объяснить каждому невозможно, не объяснять – возникает непонимание, отторжение. Вот в чем проблема. А раз есть проблема – надо ее решать».
Но один в поле не воин, и Тимофей обратился за помощью к воспитателям детского сада: он уже убедился в профессионализме педагогов, их желании улучшить жизнь детей. Вместе решили: нужно создать команду заинтересованных отцов. Именно отцов, и не только потому, что таковы условия конкурса социальных проектов «Папина эстафета. Мужское дело», а скорее потому, что мужчины редко говорят о таких проблемах, и их голос может быть лучше услышан.
— Первый шаг – собрать пап и обсудить проблему, найти желающих участвовать в этой работе. Здесь нам, конечно, помогли воспитатели: рассказали папам в группах и пригласили их на первую встречу.
Пришли папы почти из каждой группы садика. Оказалось, большинство реально заинтересованы в этой работе: кто-то сталкивался с негативным отношением к своему ребенку, кто-то видел подобное в отношении других детей, и все не хотят с таким мириться.
Провели мозговой штурм – что можно сделать для повышения толерантности общества к детям (и взрослым) с ОВЗ. И оказалось: если начать с простых конкретных шагов, даже глобальная проблема начнет решаться. Так появился проект «Пойми меня», цель которого – изменить отношение к «особым» детям хотя бы у нескольких десятков человек.
Наметили первые встречи – со школьниками, студентами металлургического колледжа, с ребятами из детского дома: решили рассказать о своих особенных детях и познакомить с ними. А самое главное – с помощью специальных игр дать прочувствовать, как ощущает себя ребенок с отклонениями в здоровье: так, например, участники выполняли самые простые задания, но с завязанными глазами, со связанными запястьями.
И это подействовало! Если раньше казалось, что отношение в обществе не изменить, и что если родители смотрят косо, стараются отодвинуться, то и их дети будут вести себя так же с непохожими на них ребятами, то после этих встреч выяснилось, что ровесники готовы защищать, помогать, играть и чему-то учить.
Тогда провели еще несколько встреч, на которых присутствовали родители, общественники, главы предприятий, политики, управленцы, педагоги и представителей управления образования города.
Победить стереотипы
— В обществе много стереотипов в отношении инвалидов, — делится наблюдениями Тимофей. – Например: все инвалиды – это обуза они не могут делать то, что могут здоровые люди они немощные. Часто к ограничениям в движении и любым другим проблемам со здоровьем добавляют в своем представлении и ограничения интеллектуальные: инвалид – значит, умственно неполноценный. А это неправда, среди инвалидов много очень умных людей.
И жалость людям с особенностями здоровья тоже не нужна. «Она обижает, не дает ничего полезного», — считает папа Тимофей.
Ему не нравится, когда один человек читает другому (любого возраста) нотацию. Когда кто-то стремится переделать другого человека – просто потому, что он «не такой, как все» (можно подумать, все остальные люди абсолютно одинаковые).
— Своим проектом мы хотим объяснить людям эти вещи, — говорит Тимофей Сафронов. – Помочь понять людей, которые в чем-то не такие, как мы.
Материал подготовлен при поддержке Фонда целевого капитала «Истоки»