Сериал «Чернобыль» закончился православной молитвой
Заключительные кадры недавно вышедшего сериала “Чернобыль” сопровождаются троекратным пением «Вечная память». Так же называется и последняя серия. Эта молитва – завершающая часть двух церковных богослужений, посвященных усопшим, – отпевания, которое иначе называют чином погребения (совершается над только что умершим крещеным человеком), и панихиды (служится в поминовение православных христиан, тела которых уже преданы земле).
Хор торжественно пропевает троекратную «Вечную память» в ответ на возглас священника (или диакона, если он участвует в службе): «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим и сотвори им вечную память» («Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшим рабам Твоим, и сотвори им вечную память»).
В древней Церкви «Вечную память» пели при погребении выдающихся лиц – архиепископов, патриархов, позже императоров. Впоследствии это песнопение вошло в чин обычной заупокойной службы, причем, как правило, сопровождалось тремя ударами в колокол.
Провозглашая «вечную память» об усопших, Церковь вовсе не имеет в виду, что вспоминать об усопших – это единственное, что остается делать нам, пока мы живы. В возгласе священника или диакона мы слышим слова о «блаженном успении», то есть сне. Именно так христиане и смотрят на смерть – как на временное забытье, сон, от которого все усопшие пробудятся в день Второго пришествия Господа Иисуса Христа. А до тех пор живые должны молиться об усопших, ведь те в некоторым роде «спят» и своими силами измениться к лучшему уже не могут. «Вечная память» – это призыв к нам не только помнить о тех, с кем мы оказались временно разлучены, но и просить для них милости у Бога.
Вот как объяснял значение этого песнопения святитель Николай Сербский: «”Вечная память” — вечное воспоминание о человеке. Однажды я слышал, как кто-то в прощальном слове над умершим воскликнул: «Вечная тебе память на этой земле!» Я был удивлен такому неверному истолкованию нашей веры. Может ли быть что-нибудь вечное на земле, где все преходяще, где все мы гости? В самом деле, ничтожного блага мы хотим покойному, если желаем вечного воспоминания о нем в мире, который сам приближается к концу. Но, даже если память о ком-то будет жить на земле до конца времен, что ему от того, если он будет забыт небесами? Правильно думать, что мы желаем усопшему вечной памяти в вечности, в жизни вечной и в Царстве Божием. В этом заключен смысл слов «вечная память».