Как воспитать доброту у детей?
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, умным, счастливым, успешным, активным. Потом вспоминают ещё некоторые качества: доброту, честность, смелость. Вспоминают от того ли, что считают их "встроенными с рождения" или потому они необязательны для современной жизни?!
Часто проявление доброты считают за слабость, но при этом забывают, что мир на доброте и держится. Доброты не хватает, и она нужна всем. Все хотят, независимо от внешнего вида и статуса, чтобы к ним отнеслись с пониманием, пожалели, не осудили...
Но где взять милость сердца? Доброту? Воспитывать с детства.
Да, рождаемся мы семенами добродетели, но их надо взрастить и не погубить в зародыше.
В период с 2 до 5 лет у детей развивается эмоциональная сфера. Маленькие дети легко проявляют любовь, жалость, сочувствие, и важно эти чувства поощрять и развивать, показывать им правильную модель поведения, которая станет для них нормой. Детям важен пример для подражания: вместо тысячи слов о доброте они воспримут наше поведение и будут подражать нам сначала осознано, а потом и бессознательно.
Личным примером надо показывать заботу о членах семьи, постепенно распространяя ее на всех окружающих. Ухаживайте за животными и птицами, подавайте милостыню нуждающимся, делитесь вещами, которые стали малы ребенку, не осуждайте никого при детях и не злословьте.
Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям. Не кричите на детей и членов семьи: поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Оправдывайте людей и их поступки. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты. Дети, видя положительный пример в семье, переносят его на свою жизнь. Все как всегда просто на словах и трудноисполнимо на практике.
Есть ещё несколько советов, которые помогут воспитать в детях милосердие и доброту:
1. Учите помогать по дому. Оказывая посильную помощь взрослым, ребенок не только учится внимательному отношению к окружающим, но и учится трудиться.
2. Учите заботиться о младших братьях и сестрах.
3. Не учите ребёнка давать сдачу. Зло порождает зло и ведёт к увеличению конфликта.
4. Учите делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.
5. Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам. Хорошая практика брать ребенка на поздравительные акции в дома престарелых и инвалидов.
6. Учите совершать хорошие поступки. Поиграйте в игру «Хороший поступок». Предложите ребенку хотя бы раз в день совершать добрый приятный поступок для окружающих. Например, приятные сюрпризы знакомым: собрать букетик для бабушки, угостить ребят во дворе, отнести ненужные вещи и игрушки в детский дом, покормить домашнего питомца или птиц на улице. Учите ребенка отдавать и испытывать при этом радость.
7. Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение».
8. Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите ребенку нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, какая картинка солнышка соответствует нынешнему настроению ребенка, какая окружающим его людям. Это научит ребенка разбираться в эмоциях
9. После прочтения книг, просмотра мультфильмов обсуждайте прочитанное/увиденное. Соотносите их с реальными событиями из жизни — это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Через сказки ребёнок лучше понимает уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение от плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. Предложите оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям.
Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. В некоторых сказках зло наказывается жестоко, поэтому вместе с ребенком можно придумать свой вариант концовки. Обсудите, как можно перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление ребенка пожалеть злодея: пусть он верит в то, что всегда можно всё исправить.
Подводя итог всему сказанному снова хочу подчеркнуть, что доброта формируется в семье.
И, конечно, начинать всегда нужно с себя. Это путь, который требует терпения и сил.
Божьей помощи вам в ваших начинаниях!
Автор: Наталья Гаврилова
Фото из открытых источниковico}