Пожар в Нотр-Дам-де-Пари
Три важнейших христианских святыни, хранившиеся в соборе Парижской Богоматери не пострадали в пожаре. Об этом сообщил директор культурно-просветительского центра святого апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис.
— Терновый венец Спасителя, часть Животворящего Креста Господня и Гвоздь из Креста не пострадали, об этом мне сейчас сообщили из секретариата по христианскому единству Ватикана, — сказал он. — Понятно, что этот пожар — самая большая культурная трагедия XXI века: собор рухнул, крыша обрушилась и внутри очень сильные повреждения. Но главная положительная новость в том, что великие святыни спасены.
Терновый венец Спасителя, часть Животворящего Креста Господня и Гвоздь из Креста были вывезены из Константинополя после четвертого крестового похода и захвата крестоносцами столицы Византии. Святыни эти в равной степени почитаются как католиками, так и православными.
В годы французской революции им уже угрожало уничтожение, когда по стране прокатилась волна вандализма: революционеры уничтожали святыни и разрушали сами храмы — в том числе существенно пострадал и собор Парижской Богоматери. Тогда здание пришло в полное запустение и даже начало разрушаться.
Существенную роль в его сохранении сыграл одноименный роман Виктора Гюго, который привлек к собору широкое общественное внимание. Не в последнюю очередь благодаря ему, Нотр-Дам-де-Пари был в итоге отреставрирован под руководством известного архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка.
О перспективах восстановления собора на этот раз говорить пока сложно, так как до конца не известен общий объем разрушений. Но как считает Тимофей Китнис, восстановление Нотр-Дам-де-Пари вполне возможно — в пользу этого говорят исторические примеры:
— Два великих собора Франции: Амьенский и Реймский крайне сильно пострадали в годы Первой мировой войны, но были возрождены. Существует много и других примеров восстановления памятников. Разумеется, в случае с собором Парижской Богоматери нужно дождаться полной оценки ущерба: важно, например, понять что стало с ценнейшими витражами. И, конечно, нужно понимать, что любое восстановление — это подвиг, в том числе и религиозный. Хочется верить, что французам хватит сил восстановить то, что было утрачено.