Как изменить нашу жизнь в Великий пост
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в одной из своих бесед в Марфо-Мариинской обители с Друзьями милосердия рассказал о смысле и значении Великого поста.
Зачем установлен Великий пост
Мы начнем нашу беседу с главы из «Душеполезных поучений» Аввы Дорофея – «О святой четырядесятнице». В этом поучении Авва Дорофей объясняет зачем установлен Великий пост:
В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, ещё нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу.
Мы все знаем сколько в году дней, и десятая часть – это 36,5 дней. И мы знаем, что пост длится 48 дней. Но вычитая субботы и воскресенья, которые не относятся к Великому посту, мы получим как раз 36,5 дней поста:
Ибо отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней, а пост Святой Субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней потом, приложив пост Святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трёхсот шестидесяти пяти дней года.
Великий пост – это наша десятина Богу, наше служение Богу и ближним. В эти дни нужно сменить некий приоритет, который есть в нашем сознании, изменить наше сердце.
Великий пост установлен для того, чтобы мы видели наши грехи, чтобы мы могли по-настоящему покаяться в грехах.
Каяться можно не только на исповеди, не только перед крещением, дело покаяния – это дело всей нашей жизни. Вот как о покаянии говорит преподобный Иоанн Лествичник:
Покаяние есть возобновление крещения.
Когда мы крестились, нам был дан дар Духа Святаго, если мы каемся в грехах, то этот дар возобновляется.
Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения.
Только через покаяние можно купить смирение.
Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения.
Нужно хотя бы в чем-то отвергнуть телесное утешение – отказаться от еды, развлечений, так как без этого не будет покаяния.
Покаяние есть помысл самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений.
Во время поста мы должны обратить свой ум не на других а на себя.
Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния.
Иуда не поверил, что может быть прощен Богом и повесился, а вот покаяние перед Богом – это отвержение отчаяния.
Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам.
Каждый из нас должен подумать, какими делами он может тягаться со своими грехами: ты осуждаешь других – всех прощай, ты любишь вкусно поесть – воздерживайся, ты любишь сидеть в социальных сетях – ограничь общение на пост, ты жалеешь, что беспечен и не думаешь о деньгах – стань бережливее.
Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного.
Если в пост с нами случается что-то скорбное – болезнь, неприятности, предательство близких, нужно потерпеть это.
Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого. Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве.
И насколько можно все это исполнить, настолько будет удачен для нас наступающий пост.