По Парижу босиком
Несколько лет назад Русская Православная Церковь прославила в лике святых Иоанна Шанхайского. Святитель Иоанн — уникальная фигура в истории XX века. Русский святой, чья жизнь и служение прошли за пределами России, среди эмиграции — на Дальнем Востоке, на островах в Тихом океане, потом в США и в Европе.
Недавно в Россию были принесены мощи святителя, которым смогли поклониться в десяти епархиях. Об этом «Фоме» рассказал один из основных организаторов принесения мощей, руководитель отдела по делам молодежи Тверской митрополии Вадим Степанов.
— Мне довелось общаться с людьми, которые лично знали святителя Иоанна. До сих пор, например, живы те, кого он детьми спасал от голода в предвоенном Шанхае — там его трудами был создан приют для беспризорников. Его с особой теплотой вспоминают в Америке… У нас утвердился образ Сан-Франциско как какого-то «города греха», но святитель создал там крепкую и большую православную общину.
Увы, даже среди верующих людей не так уж много тех, кто знает о нашем великом соотечественике. Поэтому для нас так важно не только дать людям возможность помолиться перед его мощами, но и рассказать о его жизни.
Мы постарались не ограничиваться просто принесением мощей в тот или иной город и почти везде проводили встречи с молодежью, раздавали книги, в которых рассказывали о том, кем был и чем прославился святитель. Это помогло нам привлечь внимание многих, в том числе людей светских, далеких пока от Церкви.
Мы видели интерес к нашей программе со стороны и верующих, и неверующих. И молодых, и людей в возрасте. Как при своей земной жизни, так и сегодня святой Иоанн Шанхайский продолжает объединять людей, учить нас любви друг к другу.
Факты из жизни святого
Факт №1
Святитель Иоанн принадлежал к дворянскому роду Максимовичей-Васильковских, который в семнадцатом веке уже дал миру одного известного православного подвижника — святителя Иоанна Тобольского, знаменитого миссионера и просветителя Сибири.
Факт №2
Будущий святитель Шанхайский и Сан-Францисский с детства хотел связать жизнь с церковным служением, но по настоянию родителей получил юридическое образование, и в 1918 году даже успел послужить в Харьковском суде.
Факт №3
Епископ Иоанн по-своему воздал почести королю Сербии Александру, который после революции приютил его и многих других русских эмигрантов в Белграде, а в конце 1930-х годов был убит террористом на улице Марселя. На месте гибели короля святитель в одиночку отслужил по нему панихиду на французском языке — на такое публичное поминовение погибшего монарха никто больше не решился. Владыка Иоанн взял метлу, на выметенном участке тротуара постелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и отслужил панихиду.
Факт №4
В Шанхае 1930-х годов святитель создал приют для сирот. Число воспитанников за короткий срок выросло до нескольких сотен человек. Владыка сам искал больных и голодающих детей в шанхайских трущобах. Однажды он выкупил за бутылку водки у нищего китайского бродяги девочку-младенца, которую тот собирался выбросить в мусорный контейнер. Всего за время служения в городе он приютил и спас около 3,5 тысяч детей.
Факт №5
Святитель сыграл роль в изменении законов США. После войны именно благодаря дипломатии владыки Иоанна Соединенные Штаты согласились впустить на свою территорию несколько тысяч русскоязычных беженцев с Филиппин — это были эмигранты первой волны и их потомки, попавшие туда из коммунистического Китая. Чтобы они смогли въехать на территорию Соединенных Штатов, в Вашингтоне пошли на принятие поправок к некоторым законам.
Факт №6
В Париже владыку прозвали Иоанн Босой. Современники вспоминали, что в любую погоду епископ ходил в сандалиях на босу ногу, а часто и их отдавал нуждавшимся нищим и ходил по улицам босиком.
Факт №7
Святитель уделял большое внимание возрождению почитания западных святых древней неразделенной Церкви. В православных храмах Европы при нем начали поминать святого Патрика, святую Женевьеву (покровительницу Парижа) и других угодников, канонизированных до разделения христиан на католиков и православных.
Факт №8
Как и многие в Зарубежной Церкви, святитель с опаской относился к Московской Патриархии, считая ее Патриарха «невольником богоборческой власти», но в то же время всегда поминал его имя за богослужением. «В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины», — говорил он, напоминая, что главное в жизни Церкви — духовные, а не административные связи.
Факт №9
С 1950 по 1964 годы владыка Иоанн был настоятелем Храма-Памятника святого Иова Многострадального в Брюсселе (Западно-Европейская епархия РПЦЗ). Он приезжал сюда из-под Парижа. Местная православная община хранит о нем самые теплые воспоминания. Здесь же находится удивительная реликвия — посох владыки, который по виду скорее напоминает страннический, нежели архиерейский.
«А жил владыка здесь, под колокольней…»
Об этой странице жизни Иоанна Шанхайского почти не пишут, а жаль. Дело в том, что в Европе он ходил в сандалиях на босу ногу и ездил в трамвае не только по парижским улицам. В Брюсселе, нынешней столице Евросоюза, очень тепло вспоминают о владыке, который жил… под церковной колокольней. В маленькой квартирке на территории при храме святого Иова Многострадального он останавливался всякий раз, когда приезжал в город. А приезжал он часто. Дмитрий Геринг, председатель Строительного комитета храма, вспоминает, как мальчиком вместе со своим братом прислуживал ему в алтаре:
— Когда владыка приезжал к нам, то служил каждый день. Это был совершенно выдающийся человек: косой, косноязычный — абсолютно в духе юродивых Русской Церкви. Мы немного побаивались его, слишком уж он не вписывался в наше представление об архиерее — благообразном, с красивой бородой. Владыка часто служил в простой фелони. Говорят, он мог читать в душах у людей…
Здесь рассказывают, что, если владыке Иоанну звонили среди ночи и просили приехать, например, в больницу, он бросал все дела и немедленно ехал.
— Он был настоящим подвижником, — продолжает Дмитрий Геринг, — ел раз в день, не спал на кровати, а спал на стуле: на два-три часа погружался в сон, потом снова бодрствовал. В храме при нем служили не только Литургию — совершали полный круг богослужений. Как говорит один из брюссельских священников отец Прохор, при владыке Иоанне здесь был монастырек.
Храм Иова Многострадального, сооруженный в память Николая II и его семьи и «всем русским, в смуте убиенным» — это памятник всем пострадавшим в советской России в годы репрессий и гонений. Именно так: всем — и умершим за веру, и репрессированным по политическим мотивам. Инициатором строительства был Николай Котляревский, секретарь генерала Петра Врангеля. К началу Второй мировой войны основное строительство завершилось. А по окончании войны в храме установили то, ради чего и был задуман весь проект, — мемориальные плиты.
Здесь более 2000 имен жертв русской смуты: офицеры Добровольческой армии, дворяне, священнослужители — представлена фактически вся русская история начала ХХ века. Но особое место отведено царской семье. Вообще, этот храм не случайно посвятили Иову Многострадальному. Император Николай II родился в день памяти этого святого, очень его любил и в каком-то смысле прошел по его пути.
В церкви есть несколько реликвий, связанных с царской семьей. Это вещи, найденные в Ипатьевском подвале: Библия, надписанная Александрой Федоровной в Тобольске в 1917 году, подаренная сыну несколько крестиков, принадлежавших царевнам. Есть и удивительная икона, написанная в 1960—70-е годы. На ней собраны все русские святые — целый сонм, и среди них можно заметить несколько фигур без нимбов. Это царская семья и еще несколько святых, которых прославили позднее — в 1980-е и 2000-е годы. На иконе их место уже было определено.
…При владыке Иоанне Шанхайском в храме Иова Многострадального собралась прекрасная община, он молился здесь за своих духовных детей и за всех, кто пострадал в России в годы репрессий и гонений. «Имена же их Ты, Господи, веси», — так завершается каждый список на мемориальных плитах. Это значит: даже если люди что-то пропустили, Господь помнит всех и обо всех заботится. Может, потому Он и поставил служить в это место Своего великого святого, тоже прошедшего через смуту?..