100 часов на Афоне

Афон — полуостров в юго-западной части греческого полуострова Халкидики. Единственное в мире мужское монашеское государство. Эта священная территория является святыней всего православного мира, земным уделом Божией Матери. Попасть на Афон простому смертному, тем более из России, до некоторых пор было сложно. Но в 2014 году мне — обычному пенсионеру из маленького уральского посёлка — представилась такая возможность.

Мечта

Первые монахи поселились на Афоне ещё в до X века, к ним сразу же стали приходить паломники. Но женщинам, начиная с XI-го века и до сих пор, запрещено ступать на эту землю.

На протяжении веков паломники-мужчины из разных стран мира нескончаемым потоком шли к афонским святыням. Каждое такое путешествие было трудным и продолжительным. И если в XIX веке жители нашего государства ещё могли хоть как-то туда добраться, то на протяжении всего XX-го это стало почти невозможным. Но в наши дни развитие туризма позволило упростить путь на Афон.

Я никогда не имел мысли о паломничестве на Святую Гору (так греки называют Афон). Подобное желание возникло у меня внезапно, преследовало с каждым днём всё настойчивее и, похоже, не собиралось покидать. И тогда я начал откладывать деньги.
Накопив нужную сумму, оформил загранпаспорт, греческую визу и паломнический тур. Мечта начала сбываться.

Встреча

В назначенный день прибыл в аэропорт Кольцово г. Екатеринбурга, сел в самолёт и полетел в Грецию. Через несколько часов ранним сентябрьским утром мы успешно приземлились в крупнейшем греческом городе Салоники.

Салоники — второй по величине город после столицы Греции Афин. Здесь не только международный аэропорт, но и порт Средиземного моря. Много учебных заведений высшего звена, православных храмов (в этой стране православие является государственной религией).

Для паломников, собирающихся на Афон (а таких было немало!), прибыл специальный автобус. На нём я приехал в Уранополис, расположенный на границе со Святой Горой. Отсюда до монастырей Афона нужно было плыть на пароме, который ходит только по утрам. Городок живёт паломниками и туристами, а потому здесь много гостиниц, различных лавок, закусочных.

Прогулка

День был тёплый. Отведав греческой еды в ближайшем от моей гостиницы кафе, я решил пойти на море — не сидеть же в номере до утра. Да и заодно поискать в Уранополисе контору, в которой завтра нужно будет купить разрешение на проезд до Афона.

Прогуляться по заморскому городку было чрезвычайно приятно. Тёплый морской воздух, ласковое солнце были как нельзя кстати после утомительных перелёта и переезда. Да и ногам разминка тоже была нужна.

Несмотря на конец сентября, море ещё тёплое — за лето так нагрелось, что до октября не остывает. И я с большим удовольствием искупался. Было даже не вспомнить, когда я последний раз купался в море! Тёплое солнышко, море, песок… Блаженство!

На пароме

Наутро я прибыл на пристань, откуда небольшие катера и паром отходили в разные места назначения, в том числе и на Афон. 25 евро стоило разрешение на посещение Святой Горы. Российское турагентство предварительно занесло меня в списки паломников, и по ним на пристани сверили всех приезжих.

А для туристов в Уранополисе организуются морские экскурсии вокруг Афона на «пиратской» шхуне.

Разместившись с другими на пароме, я смотрел на море и полуостров. Время в пути прошло как одно мгновение. С моря виден весь Афон — множество церквей и монастырей. Как красиво!

Ватопед

Причалив к Афону, мы не спеша вышли на берег. Нас встретил монах, проверил визы, объяснил, кому и что можно посетить и как добираться до монастырей.

Снова садимся в автобус и едем до греческого монастыря Ватопед. Гора. Спуск. И мы на месте.


Русскоязычная группа расположилась в одной большой комнате для гостей. В 16.00 все дружно отправляемся на вечернюю службу в монастырскую церковь, затем – на ужин в трапезную.

После ужина — поклонение находящимся здесь святыням — мощам угодников Божиих, Поясу Пресвятой Богородицы. А затем идём на ночной отдых.

Это была моя первая ночь на Афоне.

В 5 часов утра во всех афонских монастырях начинается утренняя служба, я также решил на неё сходить. Подал о здравии всех родственников записку, которая читалась во время литургии. Поскольку паломников из России было много, служба велась поочерёдно на греческом и русском языках. Монахи на этих богослужениях поют очень красиво и проникновенно — так, что буквально за душу берёт!

В Ватопеде я беседовал с епископом Самарским, испрашивая его благословения на посещение Панагии — часовни в честь Пресвятой Богородицы, стоящей на высоте 1500 метров над уровнем моря по пути к вершине горы Афон. Он меня отговаривал, поясняя, что это будет очень тяжёлый подъём, для которого нужно много сил и здоровья. Но я настаивал на своём и всё-таки получил благословение.

Монастырь Святого Павла

После скромного завтрака в монастырской трапезной, состоящего из хлеба, варёного яйца, яблока и напитков, мы снова сели в автобус и отправились на пристань.


К обеду добираемся в монастырь Святого Павла. Здесь нам опять выделяют одну на всех комнату, где стоят кровати с одеялами и подушками.
Чуть передохнув, отправляюсь на вечернюю службу — как я понял, расписание во всех афонских монастырях похоже.

После службы и скромного ужина следует поклонение мощам. А затем отдых до утра. Я осознавал, что отдохнуть нужно основательно, так как завтра мне предстоит пешком идти к Панагии (в переводе с греческого Панагия значит Всесвятая), причём в одиночку, так как желающих в нашей комнате больше не было.


Подъём

После утренней службы я практически сразу же двинулся в путь. День был тёплый, воздух вдоль тропы благоухал ароматами цветов. Присмотрелся. Высокие кусты, словно шапкой, сплошь покрыты сиреневыми бутонами. «Странно, что осенью здесь что-то цветёт», — думал я, вдыхая этот чудесный аромат…

Подъём действительно оказался трудным. Но я же не из тех, кто сдаётся на полпути! Хотя понимал, что мне не 20 и даже не 40, а уже 67 лет — возраст более чем серьёзный для такого путешествия. А потому молился: «Господи, помоги пройти сей путь в здравии!»

Навстречу, совершая спуск, мне попадались разные люди. Судя по говору, это были европейцы. Вероятно, они ночевали у Панагии, раз утром уже шли обратно. Периодически я садился отдыхать, ведь никто меня не торопил. И думал, как бы сейчас пригодились палки или посох!

До половины горы стоят перила, и на более опасных участках есть лестницы. Слава Богу, что воду я взял с собой, её глоток на трудном подъёме был просто необходим. В тяжёлые минуты вспоминал слова епископа, который вчера меня отговаривал, и свои убедительные доводы…

Так, рассуждая обо всем понемногу и не забывая про молитву, я вышел на ровную площадку, где стоит часовенка. Это и есть Панагия.


Позади часовни располагалась комната отдыха, где я намеревался заночевать. Осмотрев всё, я присел и достал хлебную булку, которую купил ещё внизу. Это был мой ужин. Вторую булку я оставил на завтрак.

Ночлег

Панагия – ещё не вершина Святой Горы. Вершина находится на высоте 2033 метра. Но я не стал рисковать и не пошёл дальше, ведь мог не успеть до сумерек спуститься к Панагии на ночлег. В горах темнеет быстро.

В Панагии службы совершаются только тогда, когда среди поднимающихся есть священники. Они сами и служат. А сегодня, похоже, я один буду здесь ночевать. Что ж, для моих натруженных ног не имеет значения окружение, главное растянуться в горизонтальном положении.
Но к вечеру нас набралось человек 20. Глядя на них, думал, приди я чуть позже, остался бы без места.

Спал я крепко. Но ночью меня разбудил какой-то шорох. Глянул на окно, а там, на подоконнике, мой будущий завтрак доедал не весть откуда взявшийся кот. Вот так я остался без завтрака.

Спуск

Наутро вышел из часовни, обошёл всё вокруг, но не нашёл никаких следов присутствия кота. Только невдалеке мирно пасся мул.
Я вознёс на Святой Горе молитву за всех своих родственников, ведь никто из них пока не отважился на такое.


Спуск оказался ещё более трудным, чем подъём — мои натруженные ноги предательски подкашивались, буквально не слушались меня! И справиться с этим было ой как нелегко! Приходилось напрягаться всем телом и думать, как бы не улететь вниз. А тут ещё небо нахмурилось и стало прохладно.

Знакомый цветочный аромат взбодрил мои лёгкие, но чувство голода никуда не делось. Ох, уж этот кот!

Обратный путь

Спустившись до монастыря святого Павла, я остался там на ночлег.

Наутро снова на автобусе доехал до морской пристани, откуда намеревался прибыть в Уранополис.

Присмотрелся ко всем пришвартованным судёнышкам и увидел катер с русскими паломниками во главе с епископом. Попросился к ним. Не отказали. Денег тоже не затребовали. И я счёл это компенсацией за проделки кота.

Милостью Божией в порядке и здравии я вернулся в приграничный к Афону город. В гостинице Уранополиса, где я остановился на ночлег, меня накормили. А погода за это время окончательно испортилась — заморосил дождик.

Утром решил добраться до Салоников самостоятельно — на рейсовом автобусе.

Он по пути заезжал в каждую деревню, собирая всех желающих. Рейс получился длинным, но стал для меня своего рода экскурсией.
Надо сказать, что дороги в Греции отличные, и ехать было ничуть не трудно. И я с большим интересом смотрел на всё, что было за окном: на природу, дома, людей, вслушивался в их речь.

Храм св. Димитрия Солунского

Моя гостиница находилась почти в центре Салоников. По приезде в город, у меня оставалось в запасе ещё немного времени до захода солнца и я решил потратить его на прогулку по городу, зайдя в храм святого Дмитрия Солунского.

Сегодня я благодарен Богу за то, что побывал на Афоне. И если представится случай, я никогда не откажусь побывать там снова.

А всем, кто прочитал мои «Записки», желаю здравия и благодати Божией.

Слава Богу за всё!

Источник: сайт www.pravmir.ru от 30.03.2016

Пожертвовать

26 апреля 2016г.