На своем месте

Рассказ

В последнее воскресенье сентября отмечается Международный день глухих. Мы публикуем в этот день историю о двух замечательных людях, которые жизнью своей доказали: невозможность слышать звуки окружающего мира не мешает ни преданно любить друг друга, ни деятельно отзываться на тяготы и скорби других.

Анзор и Майя. Кадр из документального фильма

– Поделитесь секретом своего успеха, калбатоно Майя! – журналистка протянула ей микрофон. – Расскажите нашим телезрителям, с чего всё началось.

Напрасно Майя битый час до всей этой кутерьмы твердила стоящей перед ней энергичной девице, что она самая обыкновенная и вообще не нужно снимать этот фильм, так как на героиню «Имеди»1 она никак не тянет. И что примечательного может быть в просто жене своего мужа? Ровным счетом ничего. Быт и примитив, всё, как у всех, каждый день.

Но нет, эти телевизионщики быстренько расставили свою аппаратуру, включили софиты, нацелили камеры и…

– С чего всё началось? – настойчиво повторила журналистка, по виду – ровесница Маико, младшей дочери.

Вот как сказать, глядя в нацеленный черный глаз камеры, что всё началось с грандиозного скандала 35 лет назад?..

– Учти, только через мой труп! – истерически кричала Тина на дочь, еще туже сдавливая свою голову мокрым полотенцем. Голова, мозги, всё что угодно внутри нее просто лопались от поставленного перед ней вопиющего факта: ее 18-летняя отличница и красавица Маико собралась замуж. – Я выброшусь в это окно! И грех падет на твою голову… Смотри, я уже иду его открывать! Ты видишь?! Где моя валерьянка?! Гурам, что ты сидишь как пень?! Срочно вызывай «Скорую» и катафалк. Да-да, заранее! Пусть отсюда вынесут два трупа: мой и твой!

Маико стояла молча. Потом она выкрикнула:

– Я всё равно выйду замуж за Анзора!

Потом бросилась в свою комнату, заперлась там и разрыдалась.

Как, какими словами объяснить родителям, что Анзор ее судьба? Это любовь с первого взгляда. И будет он не просто хорошим мужем и отцом, а замечательным! С большой буквы! И всё у них получится, несмотря ни на что!

За дверью тем временем нарастал девятый вал без всякого проблеска солнца.

– Ты слышишь меня, негодяйка?! – Тина стояла с другой стороны и диктовала в дверную щель один прогноз хуже другого. – Это самоубийство – выходить замуж за глухого! Разве для этого я в тебя столько вкладывала?! Музыкальная школа, репетиторы, поступление… Ты всё хочешь перечеркнуть. Имей в виду: у вас могут родиться глухие дети. И пусть они отравят вам жизнь!..

У Маико просто не было сил спорить с этим натиском негатива.

Что же делать, если Анзор оглох в 7 лет и может общаться только на пальцах

Что же делать, если Анзор оглох в 7 лет после какого-то сложного гриппа. И в итоге может общаться только на пальцах. Зато какими глазами он смотрит на Маико! В этих глазах море любви, в котором можно утонуть. Маико просто не сможет жить ни с кем другим. Только с Анзором.

Но как это втолковать родителям, которые точно оглохли и ослепли. Причем одновременно и бесповоротно.

Тина еще долго бушевала на кухне, время от времени подходя к двери и диктуя очередные ужасные предсказания. Потом к делу подключилась тяжелая артиллерия – родственники, вызванные для утяжеления фактов. Эта была психологическая атака по всем правилам. Каждый участник нападавшей стороны по очереди подходил к запертой двери и проговаривал в щель свой вариант или увещевание.

– Маико, – шептала тетя Заира, – у тебя еще будет тысяча женихов. Ты такая красавица, что стоит только захотеть – любой твоим станет. Даже принц Уэльский за честь почтет на тебе жениться. Зачем тебе какой-то инвалид? Чего он добьется в этой жизни? Будь умницей, пожалей себя и нас.

В завершение Гурам подошел к двери, внушительно бабахнул кулаком в ее створку и объявил:

– Этой свадьбы не-бу-дет!

И пошел спать.

Анзор и Майя. Кадр из документального фильма

На свадьбу Анзора и Маико родители невесты не явились. Видимо, решили стойко держаться до конца.

Маико через силу улыбалась, всё порывалась что-то сказать на ухо своему избраннику, но тут же одергивала себя. Потом она брала его руку, и Анзор тут же реагировал – внимательно смотрел ей в лицо. Маико говорила ему, искусственно тормозя темп речи. Он кивал и отвечал знаками. Дело в том, что Анзор умел читать по губам, и это было большим плюсом в их общении.

Первый год был особенно трудным и прекрасным одновременно. Шла притирка характеров, и молодые ждали пополнение. Маико очень нервничала: вдруг родится проблемный ребенок? Но уже в роддоме стало ясно, что страхи напрасны.

На выходе из роддома Маико ждала компания друзей Анзора. Они пришли поздравить счастливого папашу. Люди оборачивались на яростно жестикулирующих смеющихся парней.

Маико поймала себя на мысли, что никогда не задумывалась о реальном числе глухонемых в обществе.

В заботах и хлопотах пролетело несколько лет. Одна за другой родились еще две дочери. Оттаяли и родители Маико. Всё оказалось не так страшно, как они думали. Внуки – это слово, имеющее особый шарм для старшего поколения.

Анзор и Майя. Кадр из документального фильма

То и дело к Анзору стали обращаться его собратья по несчастью с одной и той же просьбой на пальцах:

– Одолжи жену.

И причины были одна весомей другой.

– Мне к юристу надо – дом переоформить, – показывал один.

– А мне с будущим тестем поговорить насчет свадьбы, – нервничал другой.

Как отказать, когда в глазах у просящих столько надежды?

И Маико шла утрясать дела в нотариальной конторе, потом оказывалась в незнакомой семье «переводчиком» жениха. Просьб было великое множество, и, казалось, они никогда не кончатся.

Так постепенно был создан Союз глухонемых Грузии. Анзор и Майя были избраны сопредседателями.

А жизнь продолжала радовать курьезами.

Старшая дочь Нана, придя из школы, огорошила:

– Мне Дато сказал, что у меня папа глухой. Зачем он врет? Папа всё прекрасно слышит. Скажи, что это неправда!

Майя растерялась. Она специально приучала детей: «Если вам что-то надо, пойдите и скажите папе». Они шли и говорили. Анзор слушал и отвечал знаками по ситуации. Девочкам и в голову не приходило, что их не слышат, а только видят.

Пришлось-таки раскрыть карты.


Или вот еще случай был. Собрались Маико с Анзором на встречу одноклассников. Вдруг звонок в дверь сплошной трелью.

– Что за новость? Кто там? – спрашивает Маико.

В ответ ни звука, зато в дверь барабанят так, что вот-вот с петель снимут.

Анзор открыл дверь и чуть не отлетел в сторону. В прихожую ввалилась незнакомая женщина с перекошенным лицом и стала энергично рисовать в воздухе фигуры. Маико не сразу, но уловила смысловой код:

– Мой отец в больнице. Ему очень плохо, а врачи не понимают наших знаков. Мне дали ваш адрес. Умоляю, пойдемте со мной.

Пришлось звонить одноклассникам и отказываться от встречи. Мол, по независящим от нас обстоятельствам. В ответ недовольно фыркнули:

– Опять твои немые? Неужели они дороже старых друзей?!

Вот оно, ее назначение в этой жизни: быть посредником между двух миров – говорящих и безголосых

Всю ночь Маико провела в больнице вместе с новой знакомой Эльзой, переводила, кто что сказал. Как-то так и прояснилось: вот оно, ее назначение в этой жизни: быть посредником между двух миров – говорящих и безголосых. Хочешь – не хочешь, а это миссия.

После этого случая супруги решили создать учебник жестов. Никогда до того не занимались книгоиздательством, но всё получилось само собой. Появились и деньги, и советчики.

На презентацию пришло много людей: члены общества, их семьи и просто заинтересованные люди. Попутно интернет сделал свое благое дело.

Маико, которую к тому времени уже стали узнавать на улице, записалась на прием к Патриарху.

– Нужен священник для глухонемых.

Служба для глухонемых. Кадр из документального фильма

Патриарх идею одобрил и относительно скоро в храме Святой Троицы по воскресеньям стали проводить уникальную службу: священник, объясняющийся жестами, и вторящий ему хор певчих.

Майя решилась на неслыханное.

– У нас будет кружок танцев. С их помощью так легко выразить свои чувства.

Сначала к этому призыву люди отнеслись скептически. Возможно ли такое? Оказалось, что да. Кружок стал функционировать и даже подготовил несколько концертов для зрителей. Чем не танцевальная труппа? Дальше – больше. Раз могут выражать свои чувства – значит, смогут и работать, контактировать и всячески социализироваться.

Майе потребовалось много усилий, чтобы пробить в мэрии этот проект – испытать глухонемых на разных несложных работах, тем более что энтузиазма у всех хоть отбавляй.

Словом, всего не перечислишь, что было сделано за эти годы. Не успели оглянуться, у Анзора и Майи появились внуки. Неужели 35 лет так быстро пролетели?..

Маико неуверенно взялась за микрофон:

– Наверное, всё началось с того, что я оказалась на своем месте в нужное время. А Бог дал мне силы принять верное решение.

Мария Сараджишвили
Источник: сайт www.pravoslavie.ru от 25.09.2015

Пожертвовать

06 октября 2015г.