У того, кому плохо, всегда находятся друзья
Есть книги, которые не входят в школьную программу, не являются «классическими», но при этом могут научить ребенка очень важным вещам – милосердию, внимательности, чуткости
Для любого школьника «список литературы» – это главное задание на лето. Когда, как не в летние месяцы, прочитать большие романы по программе или изучить исторические повести. Но есть другие книги, которые не входят в школьную программу, но при этом не менее важны для каждого ребенка.
В повестях, о которых пойдет речь ниже, действуют необычные герои – это дети с особенностями развития – ребенок на инвалидной коляске, мальчик с обезображенным лицом и маленький «паралитик». Эти книги разные, они подобраны для разных возрастных групп, но объединяет их одно – у того, кому плохо, всегда находятся рядом друзья. Дружба, конечно, важна маленьким героям-инвалидам, но также она очень важна и тем, кто оказывается с ними рядом.
Для дошкольников и младших школьников: Анне-Катрине Вестли «Каос и Бьернар»
Книги норвежской писательницы Анне Вестли хорошо знакомы нашим детям – приключения большой семьи в городе («Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»), в маленьком доме в лесу («Маленький подарок Антона»), их путешествие на велосипедах из Норвегии в Данию («Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании») очень популярны у нас. На родине Анне Вестли называют «бабушкой всей Норвегии», потому что при экранизации книг о восьми детях, она сама сыграла роль своей героини – бабушки.
Анне Вестли написала повести не только об этих детях. Менее известная, но не менее социально значимая книга писательницы – «Каос и Бьернар».
«Жил в Норвегии мальчик, звали его Каос…», – прекрасное начало для детской книги, полной приключений. Мама Каоса – продавец в аптеке, папа – водитель автобуса. Оба они любят своего единственного сына и проводят с ним много времени, но, так как им надо работать, в будние дни они отводят его к Эве – «дневной маме».
У Эвы также есть сын. Бьернар – лучший друг Каоса. Оба они – единственные дети в семье, они счастливы проводить вместе время, считают друг друга братьями.
Как-то раз, когда родители привели Каоса к Эве, она была на заднем дворе и латала колесо. Это было не колесо автомобиля, не велосипедной колесо, а колесо от инвалидной коляски Бьернара. Дело в том, что Бьернар не может ходить сам, но это не мешает мальчикам общаться.
«Сегодня они собирались совершить дальнюю прогулку. Эва принесла из дому два пледа и рюкзак. Мальчики оживились. Во время прогулок коляска Бьернара бывала у них то пароходом, то паровозом, то автомобилем, то чем-нибудь еще.
– А чем она будет сегодня? – спросил Каос, когда они двинулись в путь.
– Сегодня? – Бьернар задумался. – Сегодня мы будем считать, будто гуляем без нее, просто идем рядом и беседуем.
Каосу это понравилось. Он шел рядом и старался не отставать, чтобы Бьернару казалось, будто он тоже идет, а не едет. Эва сзади толкала коляску. Вообще-то Бьернар мог ездить и без посторонней помощи, но только на ровном месте и не очень далеко. Он крутил колеса руками. Правда, это было трудно, и если путь предстоял неблизкий, коляску толкала Эва».
Это действительно прекрасная книга не только для детей, которым важно понять, почему их сверстники могут чем-то отличаться от них самих, но и для родителей. Простыми доступными словами, не нарочито и не слащаво здесь говорится о том, как объяснить важные вещи – мальчик не учится в школе, потому что он не может сам двигаться. А в школу ему хочется, ведь в школе важны не только уроки, но и общение с другими детьми. Врачи посоветовали маме отдать его в школу попозже, когда у него окрепнут руки, и он сможет ходить на костылях.
Ситуации, которые описываются в повести, очень жизненны. Как играть вместе, как уступать, всегда ли надо жалеть, как быть внимательным по отношению к другому. Думаю, что эта книга очень важна для воспитания детей в инклюзивном обществе. Возраст читателей – старшие дошкольники и младшие школьники.
Для младших подростков: Р. Дж. Паласио «Чудо»
Эта книга рассказывает о мальчике Августе, Ави – как зовут его дома, который родился с генетической аномалией. Такой генетический сбой бывает у одного новорожденного на 4 миллиона человек. Лицо Ави настолько безобразно, что каждый, кто видит его впервые, инстинктивно отводит глаза в сторону.
Огромный лоб, глаза в районе щек, зрачки выпучены, рот напоминает щель, он не умеет ни улыбаться, ни выражать эмоции. У него нет ни бровей, ни ресниц, ни ушей. Вместо привычных ушных раковин у него два маленьких уродливых завитка. «Орк», «зомби», «урод» – к кличкам ровесников Август уже привык.
Конечно, он старается не пересекаться с другими детьми. Учится всю начальную школу дома, общается с любящими мамой, папой и сестрой. Но однажды мама объявляет, что Ави надо пойти в обычную школу, к обычным детям, потому что он перешел уже в пятый класс, и она не может учить его самостоятельно дома.
Август идет в школу, но, чтобы помочь ему, директор приглашает мальчика, его маму и трех его будущих одноклассников за две недели до конца каникул к себе. Он знакомит детей и просит будущих одноклассников помочь Ави. Все те сложные и порой жестокие взаимоотношения, которые бывают в реальной жизни у детей по отношению к тому, кто слаб и чем-то отличается от остальных, находят свое место в этой чудесной повести.
Ави боится и не хочет идти в школу, потом решает все-таки попробовать, школа начинает ему нравиться, но дети объявляют ему, как говорили у нас в школе, бойкот или буллинг, говоря языком современным. Одноклассники придумывают игру «чума» – все, кто до него случайно дотрагиваются, объявляются больными «чумой», поэтому очень скоро к нему никто не подходит.
Он оказывается один. Вернее, почти один. Не будем спойлерить, скажем лишь, что кончится все хорошо.
Гораздо важнее другое. Рассказ о мальчике с безобразным лицом ведется от лица нескольких персонажей. Разные люди говорят о том, как изменилась их жизнь после появления в ней Августа. И речь не о том, что он ее преобразил и украсил. Например, его сестра говорит о том, что вся жизнь семьи сконцентрирована вокруг Августа, но и она, Вия, заслуживает родительского внимания. Но в итоге и ее взаимоотношения с окружающими налаживаются. Она встречает юношу, способного не убежать из дома, где живет «уродец», а, наоборот, подружиться с ним.
Отдельных слов заслуживают родители Августа – то, как они умеют слышать и слушать своих детей, как подталкивают их к принятию того или иного решения, часто нелегкого, как объединяются вместе с детьми и притягивают других к себе, делает книгу интересной не только для подростков, но и взрослых.
Книга говорит не только о специфической проблеме – принятие обществом инвалида, она – гораздо шире. «Чудо» заканчивается словами мамы героя, которые она обращает к нему: «Спасибо тебе за все, что ты нам дал». Доброта Ави, его искренность, открытость и принятие себя – уродливого и безобразного – становится возможным только благодаря таким родителям.
Вообще в этой книге удивительно много мудрых взрослых. Отрывком из речи одного их них – директора школы – хочется закончить описание этой чудесной повести: «Я хочу, чтобы вы, мои ученики, твердо усвоили, …что в будущем, которое вы сами себе создадите, возможно все. Если каждый человек в этом зале возьмет за правило стараться быть добрее, чем необходимо – где бы он ни был, что бы ни делал, – мир действительно станет лучше. И если вы будете чуть добрее, чем от вас требуется, то в один прекрасный день кто-то другой увидит в вас, в каждом из вас, лик Божий».
Для старшеклассников: Алан Маршалл «Я умею прыгать через лужи»
Книга австралийского писателя открывает автобиографическую трилогию. «Я умею прыгать через лужи» рассказывает о том, как мальчик, перенесший полиомиелит, заново учится ходить. И не только ходить. Слово «паралич» в те времена (начало ХХ века), да еще и в сельской местности, прочно было связано с идиотизмом.
Так как мальчик был единственный на много миль вокруг, перенесший такую болезнь, соседи, останавливаясь, первым делом начинали обсуждать его: «Ты не знаешь, дурачком-то он не стал?»
Книга Маршалла очень отличается от книги Вестли. Она не о принятии инвалида обществом, она – о мужестве. Как жить, если врач не знает, как тебя лечить, если его совет твоим родителям – класть тебя на кухонный стол и силой растягивать сухожилия. Как жить, если тебя, маленького и беззащитного, отвозят в далекий чужой город в больницу, потому что по-другому помочь тебе невозможно. А дальше делают операцию и неправильно накладывают гипс и кость срастается неправильно. Как жить, если все чаще и чаще ты слышишь, как окружающие называют тебя «калекой»?
Повесть Маршалла отвечает на многие вопросы тех, кто так или иначе сталкивается с инвалидами – в семье или по работе, она помогает понять психологию ребенка с особенностями здоровья, помогает найти правильный тон в общении с ним.«В детстве бездействующая, ставшая бесполезной нога не вызывает стыда лишь когда научаешься распознавать взгляды людей, не умеющих скрывать свои чувства, появляется желание избегать их общества. И – странная вещь – такие откровенно презрительные взгляды исходят только от людей со слабым телом, всегда помнящих о собственной физической неполноценности. Сильные и здоровые люди не сторонятся калеки – его состояние слишком далеко от их собственного. Только те, кому грозит болезнь, содрогаются, видя ее у других. О парализованной ноге, о скрюченной руке дети говорят свободно и без стеснения:– Посмотри, какая чудная у Алана нога! Он может перекидывать ее через голову».Эта автобиографическая книга, в которой Алан Маршалл рассказывает о собственном детстве и личном восприятии своей болезни подходит детям-подросткам и взрослым.