2015: Молиться, надеяться и работать
Что можно ожидать от следующего 2015 года? Какие прогнозы и ожидания? – Отвечают ученые, журналисты, общественные деятели, священники
Гром загремел, пора мужику креститься
Уходящий 2014-й год, конечно, прежде всего, запомнился трагическими событиями на Украине. Это, наверное, основное, что определяло его содержание. Это – та рана, которая не скоро затянется, и, безусловно, не просто конфликт, а ощущение гражданской войны.
Несмотря на то, что Россию непосредственно, как государство, она не затронула, происходящее на Украине воспринимается именно так, несмотря на разговоры о том, что «никогда мы не будем братьями». Народ Украины – часть русского народа, наши братья, мы с ними одно целое. Думаю, то, что произошло на Украине, болью отозвалось в сердце каждого русского человека.
Но несмотря на трагичность происшедшего (и происходящего), события на Украине и вокруг Украины дали нам возможность сделать несколько полезных выводов.
Прежде всего, это вывод о том, что надо любить и ценить свое государство, даже если оно далеко не идеальное. Легкость, с которой украинцы на Майдане обрушили то самое независимое государство, которого, казалось бы, так долго и упорно добивались, не может не поразить. Особенно после всех социально-политических катаклизмов, которые наша общая страна перенесла в ХХ веке.
Хочется надеяться, что на примере Майдана граждане России научатся лучше ценить свою государственность и поймут, что для ее совершенствования нужны другие методы.
Еще один вывод, который приходится сделать из украинских событий: пришло отчетливое понимание того, что Запад, и прежде всего – США, по-прежнему, как и во времена противостояния с СССР, смотрит на нас как на врага, хочет нас уничтожить – и как государство, и как цивилизацию.
Думаю, что проблема здесь не только в попытках США сохранить однополярность мира и свою гегемонию в нем или в страхе перед угрозой, якобы исходящей странам Запада от России. У этого противостояния более глубокие исторические корни, и в духовной сфере – в том числе.
Конечно, в условиях, когда против России, по сути, развязана новая холодная война, когда нас пытаются сломить экономическими санкциями, следует ожидать, что жить всем нам станет гораздо труднее в материальном плане.
Но это вселяет определенный оптимизм. Ведь за последние годы, когда нам сопутствовало экономическое благополучие, мы слишком привыкли к материальному комфорту, расслабились. И, прежде всего, это коснулось нашей духовной жизни, наша церковность все больше стала превращаться в какой-то элемент быта.
Политический и экономический кризис, который на нас сегодня обрушился, при всей его тяжести все же имеет ту положительную сторону, что заставляет нас мобилизоваться, более серьезно, ответственно отнестись к себе, к ближнему, к нашему государству, к экономике. А самое главное – более искренне и честно обратиться к Богу.
Ведь в России всегда так было. Мы в уходящем году вспоминали преподобного Сергия Радонежского, был его юбилейный год, который позволил задуматься о некоторых исторических параллелях. Время Сергия – это золотая эпоха в духовной жизни русского народа.
С одной стороны, это было время княжеских усобиц, ордынского ига, Куликовской битвы. Но это было и время, когда тяжелые испытания побуждали наш народ сохранять тонус в духовной жизни, не расслабляться, не погрязнуть в обыденном и сиюминутном. Не зря в русском народе говорят: «пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Вот, наконец, загремело. Так что креститься, надо думать, будем истово.
Так что определенный оптимизм есть в ожидании будущего 2015 года присутствует. Хотя, скорее всего, новый год будет не менее тяжелый, чем прошедший, а может быть и более. К сожалению, впереди, наверное, еще будет много испытаний, трудностей, боли… Надо к этому готовиться, но надо не терять присутствия духа и веры в то, что с нами Бог.
Если мы будем относиться к происходящему так, как подобает православным христианам – не теряя веры, надежды и любви Христовой, то сможем все преодолеть.
2014 год – переход от желаемого к возможному
Этот год был сложным. Прежде всего, тем, что он был переходным, и это было очевидно уже практически с начала года. Переходный от желаемого к возможному.
И что особенно значимо, по крайней мере для меня, – это был год, когда нужно было определяться, что действительно для тебя важно. И в частной, и в общественной жизни выявлялись какие-то приоритеты, становилось понятно, как ты будешь жить в той новой жизни, что для тебя действительно важно и как к этому готовиться. Так что самая правильная характеристика этого года – переход от желаемого к возможному.
2014 год в этой смысле был таким даром времени. Этот год дал нам время на раздумье и самоопределение. Каждому. Каждый смог понять для себя, что для него важно в жизни, в работе, что – то самое, что он будет стараться сохранить в самых сложных обстоятельствах. И далеко не всегда это означало, что нужно от чего-то отказаться. Напротив, может быть, какую-то часть своей жизни человек должен укреплять изо всех сил.
– В вашей работе – Православная и Большая Российская энциклопедии – какие выявились плюсы и минусы в 2014 году?
– В энциклопедиях этот переход от желаемого к возможному тоже отразился. Обе энциклопедии в это сложное время пытаются не уменьшить количество труда, а увеличить его. Наконец, в сложном 2015 году, в Православной энциклопедии мы собираемся перейти на издание не 3-х, а 4-х томов в год. Это то, что мы пытались сделать в хорошие годы, и у нас не очень получалось.
Поэтому в 2014 году действительно происходит некое переосмысление, переформатирование в сознании всех участников проекта – от авторов до редакторов. Мы поняли, что переход к 4-м томам в год – это не просто желательно, а необходимо, причем именно в это время.
В Большой Российской мы начинаем параллельно с изданием книг делать виртуализированную электронную версию. Это новая, огромная часть работы, которая началась в этом году и будет идти в следующие годы. Это то, о чем говорилось с 2007 года, а в 2014 году наконец пришло осознание, что это необходимо, и все сложилось.
С энциклопедиями так бывает. Когда в 1998 году мы начинали делать Православную энциклопедию, то покойный Патриарх Алексий сказал, что, наверное, трудно найти более неподходящее время. «Но боюсь, – сказал он, – что другого времени у нас нет». И энциклопедия началась.
Сегодня такая же, очень похожая ситуация. Наверное, трудно найти более неподходящее время для резкого ускорения работы над Православной энциклопедией, создания электронной версии Большой, но другого времени нет.
В наступающем году у обеих энциклопедий в этом смысле задача очень сложная. Мы будем стараться максимально выполнить те задачи, которые мы перед собой поставили, а это значит, будем трудиться гораздо больше. Мы собираемся не сокращаться в это сложное время, не отсиживаться, пережидая, когда все это кончится, а наоборот, постараться усилиться в это время. Усилиться, больше сил и больше времени отдавая работе.
Мне кажется, что для многих из нас это наиболее разумный путь в складывающихся, очевидно довольно жестких условиях. Привыкать к новой действительности – не значит, опустить руки и тихо плакать.
Не надо отчаиваться, надо продолжать работать
В 2015 году нас ждет евро, который будет стоить 100 рублей, цены, которые вырастут в два раза и хорошо бы не война. Но отчаиваться не надо! Надо продолжать работать.
Я лично для себя на 2015 год наметил запустить Общенациональную программу преодоления Детского Церебрального Паралича в отдельно взятой стране.
Не люблю загадывать, просто работаю
Мои планы на 2015 год неразрывно связаны с планами города. Я просто работаю и делаю свое дело. Если говорить о личных планах, то особых личных планов у меня нет.
Может быть, получится культурный проект с итальянцами, привезти из Италии картины эпохи Возрождения, а туда вывезти выставку наших икон. Есть такое предложение. (Прим. ред. – Во время недавней встречи с руководителем Департамента туризма и продвижения города Генуя (Италия) Чезаре Торре Евгений Ройзман высказал идею организовать турне выставки Невьянской иконы по мировым столицам, отметив сходство ее канонов с канонами итальянской религиозной живописи эпохи Возрождения. Чезаре Торре заявил, что Генуя готова принять такую выставку, а глава Екатеринбурга заявил, что музеи столицы Урала были бы рады разместить экспозиции итальянской живописи).
По работе в городе у меня очень много планов, но я не люблю загадывать, я просто работаю.
В новом году нам будет трудно
От нового года я жду разного, я вообще всегда опасаюсь смотреть в будущее. Безусловно, экономически нам будет трудно – это первое. Второе, эти экономические трудности не впервой, поэтому преодолеем.
Третье, я очень жду позитивных подвижек в вопросе обезболивания для пациентов. Набирает оборот общественное давление в этой сфере, сегодня с утра было выступление директора ФСКН. По-моему, впервые было заявление ФСКН, где они признали, что их сотрудники работают слишком жестко, что надо меняться. И я жду, что очень серьезные положительные перемены в этой области произойдут в 2015 году.
Еще можно сказать о фонде «Вера». В этом 2014 году наш бюджет составил порядка двухсот пяти миллионов рублей. А на следующий год, чтобы удовлетворить все заявки и все потребности, нам нужно собрать более четырёхсот миллионов. И в этой ситуации все благоразумные люди говорят, что надо резать бюджет, сократить, и все сокращают, а что делать благотворительному фонду?
Ведь за счет того, что у региональных хосписов сокращается государственный бюджет, заявки к нам возрастают. Как мы можем заранее планировать сокращение бюджета?
Но мне кажется, что благотворительные организации привыкли жить в дефиците. Мы всегда планируем бюджет, и не до конца понимаем, где найдем средства и много работаем. И чем выше мы поставим себе планку, тем активнее мы будем работать.
Если мы заранее, сейчас опустим руки, и на следующий год упадем ниже года 2014, то есть ниже двухсот миллионов, то как мы заставим себя шевелиться и собирать четыреста?
Поэтому я думаю, что будет больше затрат, мы будем работать еще эффективнее, но я не собираюсь резать бюджет. Главное, я надеюсь, что нас будут поддерживать простые люди, думаю, что возрастет поток пожертвований от физических лиц. Мы будем очень стараться.
Мне страшно, но, что поделаешь.
Будем стремиться к стопроцентной выживаемости онкобольных детей
В наших планах на следующий год – дооснастить новую операционную. Я надеюсь, что мы сможем выйти на новый уровень, и наш Центр, вне всякого сомнения, будет первым в России онкологическим центром для лечения детей первого года жизни.
Прогноз может быть только один – надо работать так, чтобы дети выздоравливали, потому что наш труд — это труд во благо детей. Поэтому невозможно себе представить, чтобы результаты уменьшались.
Надо трудиться так, чтобы результаты с каждым годом были выше. Если сегодня выздоравливает более половины детей, а при некоторых заболеваниях до 90%, то надо стремиться показатель выживания детей с онкологическими заболеваниями увеличить и приблизиться к 100%. Вот это главная задача.
Ну, и давайте пожелаем здоровья нашим маленьким пациентам!
Надеюсь, что горячие головы остынут
Мне сложно предлагать прогнозы на будущее, но очень хочется надеяться, что в следующем году Господь даст нашей стране изменения к лучшему. Что утихнут те трагические политические события, которые, собственно, и вызвали эту вражду. Что страна умирится, и христиане умирятся и поймут, что важнее всего — быть едиными во Христе.
В Украинском Православии и так уже двадцать лет существует раскол — глубокая рана для всего православного народа Украины. Но трагично, когда раскол происходит внутри Православной Церкви — между очень близкими людьми, действительно любящими Бога и когда-то любившими друг друга.
Надеюсь, что горячие головы остынут, люди смогут трезво взглянуть на свое поведение, на поведение ближних и вновь захотят быть одним целым, одним телом Христовым, в котором, когда болеет одна часть, болеет все тело. Дай Бог, чтобы это тело было здоровым, мирным и сильным.
Научиться говорить с Богом
Этот год прошел для нас, людей русскоязычных, которые живут вне пределов России, под таким знаком Украины.
Мы внимательно наблюдаем, что там происходит, для нас это совсем близко. Может быть, в каком-то смысле для нас это еще больнее, чем для русских людей.
Для русских людей это бьет по кошельку, бьет экономическими невзгодами, для нас же это такая ситуация, в которой мы наблюдаем со стороны трагедию. Храня в сердце любовь ко всему русскому, мы понимаем со стороны те вещи, которые внутри России понять невозможно. Понимаем, что это действительно война против нашего любимого русского мира.
Переживая здесь, в Молдавии, эти времена мы вспоминаем про те события, которые у нас были, и четко связаны с выдавливанием русского языка, с нестабильностью, которая приводила нас тоже, если не на грань войны, то на грань межнационального недоверия. Хотя, и война у нас тоже была, самая настоящая.
Церковь достаточно слабо в этом отношении способна влиять, потому что здесь как раз и проявляется, что мы все-таки не являемся в прямом смысле пока еще Церковью своего народа. Народ достаточно вдалеке от этой Церкви живет.
И у меня есть очень хорошее желание, чтобы следующий год именно для Церкви стал временем, когда наша такая бетонность вековая отломится, может быть, этими конфликтами и бедами. И мы попытаемся все-таки выйти в люди, попытаемся привести себя не просто в организацию, которая учит, как молиться, как креститься, как что-то сделать…
Но чтобы мы в лучшем смысле слова попытались понять необходимость миссионерства, необходимость того, чтобы людям надо дать не просто умение ходить в храм, – а увидеть во Христе единственно настоящее решение всех проблем.
У человечества решения наших противоречий нет. Это признают все – от простого человека до высокого политика. Все конфликты, в зоне которых мы сегодня находимся, не имеют человеческого решения. А когда нет человеческого решения, – надо поднять руки к Небу и начать разговаривать именно с Ним. Во Христе только можем разрешить эти проблемы. Донести это – и есть задача Церкви. Это самое главное мое желание грядущего года.
Чтобы мы не просто жевали просфоры, а увидели, что главное – это Христос, который и дан на все наши кошмарные человеческие невзгоды. Нет той точки соприкосновения, и нет той правды человеческой, которая могла бы нас соединить вне Христа. Это задача нашей Церкви номер один, номер два, номер три и до бесконечности.
Традиционно всех хочу поздравить с Новым годом и сказать, что самым важным всегда является в жизни человека – поиск смысла своего существования.
Каждому желаю, чтобы Господь подвинул в этом, и чтобы мы сами чего-то захотели большого и настоящего. Тем более время, этот год и эти обстоятельства показывают, что жизнь ускоряется, и что она не так длинна, не так надежна, и что она, в общем-то, в любую секунду от нас может быть изъята, нам она не принадлежит. Но мы в этом всем должны обладать всем тем, что оставил нам Бог как свой Образ, как свою правду.