«Обезболивающие»

Творческая группа Дениса и Анастасии Артеменко при участии ГТРК-Смоленск и Телестудии Смоленской епархии «Святой Меркурий» подготовила фильм «Обезболивающие» о многодетной семье Натальи Велимановой, взявшей на воспитание 17 детей. После трагической гибели сына, Наталья Павловна нашла в себе силы дать любовь и семью детям из ярцевского интерната.

Взять ребенка из интерната Наталье Велимановой предложил её сын Валера. Он поступил в военный университет в Москве и беспокоился, что маме будет одиноко без него. Их папа – военный, потерявший здоровье в Карабахе при ликвидации последствий землетрясений в Спитаке, – умер много лет назад. Второй раз замуж Наталья Павловна не собиралась, но на учебу Валера не попал.

Наталья Велиманова: Не дойдя здесь у нас недалеко – метров триста-четыреста до дома… его убили, убили подростки, когда он возвращался под утро с поезда.

Камень на месте гибели Валеры поставили его друзья. Именно здесь добрый, умный, порядочный парень, торопившийся в родительскую субботу на кладбище к отцу, был убит из-за новых ботинок.

Наталья Велиманова: Мне следователь задал вопрос: а вы знаете, мы даже проверяли и детей из интерната, потому что часто у детей там нет обуви, и вы знаете, как будто эти слова были сказаны в тот момент для меня. Я подумала, что я должна пойти в интернат, и я там найду свою семью.

Я боялась, что мне никто никогда не скажет слова мама. Это так страшно. Когда потеряешь ребенка, только тогда понимаешь, что тебя больше никто так не назовет, так не должно быть.

Людмила Азаренкова, друг семьи Натальи Велимановой: Это было лет восемь назад, когда я впервые переступила порог храма и обратила внимание на удивительно красивую женщину с детьми. Дети, как птички вокруг неё, мама, мама.

Со временем я узнала, что зовут её Наталья – Наталья Павловна Велиманова. И дети – это не её родные дети, а дети, которые стали родными, потому что она действительно стала для них настоящей матерью.

В этом году у Натальи Павловны дома сразу пятеро первоклассников, и это большое событие для всей семьи, она, кстати, сейчас насчитывает 9 человек. Кроме мамы Наташи 8 приемных детей. Наталья Павловна по образованию учитель начальных классов, так что у её первоклашек идеально ровный почерк, безупречная чистота в тетрадях и прекрасное знание в голове.

Все пятеро учатся в одном классе, у них разные способности, но все ребята очень стараются, и учительница довольна их успехами. То, что детки из интерната учатся в обычной школе на 4 и 5, в основном заслуга их мамы.

Наталья Усачева, учитель начальных классов школы №1 г. Ярцево: Дети не наказываются, потому что это видно по детям, они всегда в настроении, они всегда рассказывают с любовью и нежностью о своей матери приемной. Они не могут позволить оскорбления в адрес матери, как это часто встречается в обычных семьях. Есть дети, которые немножечко распущены в отношении родителей. Здесь именно то, что мать для них святое.

После того как уроки закончились, ребята меняют школьную форму на спортивную, а учебные парты – на татами. Так сложилось, что все дети Натальи Павловны занимаются дзюдо. Младшие перенимают любовь к дзюдо у старших, потом сами вырастают и становятся примером для недавно появившихся в семье братьев и сестренок.

Игорь Сидорово, тренер по дзюдо: С этой семьей я уже знаком более пяти лет. Дети, я бы не сказал, что сложные, а интересные. Дети подтянулись, дети стали более организованные. В чем-то даже каждый стал проявлять свои сильные стороны.

Сложно представить, как Наталье Павловне удается не перепутать, кому из детей, куда и в какое время идти на дополнительные занятия, ведь кроме спорта, каждый обучается музыке или рисованию. Если с организационными трудностями всем вместе справиться получается, то с транспортной проблемой нет. До места обучения приходится добираться на общественном транспорте, иногда несколькими партиями, поэтому ребята мечтают о своем микроавтобусе, который бы вместил всю их дружную семью.

Достопримечательность дома и скромное подспорье для семейного бюджета – теплица, которая круглый год снабжает семью зеленью, кажется, всё Ярцево. Но, пожалуй, главное, для чего была построена эта оранжерея, научить ребят работать.

Наталья Горностаева, приемная дочь Натальи Велимановой: Мы сажаем лук, выращиваем его и потом отдаем в магазины. Маленькие сейчас также помогают, начинают помогать, приучает мама их, чтобы они трудились, а так Саша, Толик и я.

Выросший лук ребята срезают, очищают, аккуратно упаковывают и разносят по магазинам. В отличие от воспитателей в интернатах, Наталья Павловна учит ребят вести хозяйство и зарабатывать. Её воспитанники, вырастая, оказываются более приспособленными к жизни, чем дети из детских домов.

В одиночку Наталье Павловне, конечно же, было бы не справиться со многими проблемами, но по её словам, ей часто встречаются добрые люди, которые бескорыстно помогают преодолеть трудности, связанные с жильем, содержанием и воспитанием детей.

Среди таких помощников Людмила Азаренкова – предприниматель и меценат из соседней деревни Мушковичи. Вместе с мужем ей удалось восстановить в деревни церковь, разрушенную в середине 20 века. Сейчас Людмила работает над созданием социального поселения под названием «Деревня друзей», которое планируется построить здесь же, в Мушковичах. Один из его уютных уголков приготовлен для Натальи Павловны.

Людмила Азаренкова, друг семьи Натальи Велимановой: Мы очень надеемся, что Господь так управит, и найдутся люди, которые помогут поставить Наталье здесь дом, не один, а несколько, чтобы и взрослые детки, выросшие, которые поженились, вышли замуж, родили детей, были рядом, жили рядом. Чтобы было общее хозяйство.

Я восхищаюсь подобными женщинами и не просто восхищаюсь, считаю, что это, наверное, единственное решение, когда из интернатов, из детских домов забирают детей в семьи.

Наталья Велиманова: Дети всё-таки очень хотят иметь дом, и сейчас у нас не то время, не послевоенное время, а в основном дети – социальные сироты, при живых родителях, и поэтому как бы мама или папа ни были плохи, они всё равно хотят к ним. Хотят иметь и маму и папу, и дом, и поэтому ту миссию, которую выполняли интернаты, когда после войны действительно родителей не было, умершие были родители, они нужны были, а сейчас нужно поменять эту форму, я считаю.

15 лет Наталья Павловна проработала в Ярцевском коррекционном интернате, и многих детей в семью она забирала именно отсюда, когда взрослые воспитанники заводят свои семьи, Наталья Павловна берет на воспитание малышей. Ей очень хотелось бы забрать и Таню, помочь девочке избежать клейма в биографии, которое оставляет коррекционный интернат.

Наталья Павловна, которая в этом году ушла на пенсию, тревожится, что без ее зарплаты, их огромной семье будет трудно сводить концы с концами. Дотаций на содержание детей категорически не хватает, но сердце подсказывает, что семья для Тани важнее всех этих трудностей.

Наталья Горностаева, приемная дочь Натальи Велимановой: Она относится к тем, кого взяла, как к кровным, которых она любит, о которых заботится. Тебя любят просто в семье, нет такого ощущения, что у тебя нет мамы, что ты никому не нужна.

Наталья Павловна часто думает, почему ее судьба сложилась так трудно – за какие-то грехи, или ради чего-то важного? Она надеется, что второе: именно вера помогла Наталье Павловне не сойти с ума от горя после гибели любимого сына, и будучи педагогом в интернате Наталья Павловна добилась, чтобы у детей сирот, как в обычных школах, появились уроки православия.

Наталья Велиманова: Дети из интернатов нуждаются больше, именно в поддержке Божьей. Понимаете, чтобы дети к Богу приходили, они-то оказались по грехам, их родителей в интернате.

Своих детей Наталья Павловна тоже старается растить в вере, учит быть православными не только на словах, но и на деле. Вот уже старшие мальчики прислуживают в алтаре, а девочки поют на клиросе, и каждый понимает, что всё, что у них есть в жизни, это от Господа.

Иерей Сергий Петров, клирик Свято-Михайловской церкви: Конечно, отрадно, что человек всё делает с таким энтузиазмом – всё-таки и возраст у человека, вы знаете, где-то и немощи, физические разные посещают. Она, тем не менее, никогда не падает духом, по всей видимости. Она берет и маленьких совсем, грудных можно сказать. Дети ей дают еще большую энергию, это очень отрадно. Не каждый сможет это. Я иногда задаю себе вопрос, а смог бы я так, я думаю – вряд ли.

Выходит, у Натальи Павловны теперь две семьи. Одна дома, другая – здесь, на кладбище. Своим мужикам, как обращается к могилам Наталья Павловна, она приносит только нечетное количество цветов, как живым.

Боль за 15 лет не стала меньше, но зато теперь у Натальи Павловны есть обезболивающее – дети, которым она подарила свою любовь, ласку и счастье расти в семье. 17 обезболивающих, спасающих её сердце от мук прошлых утрат, и приносящих утешение. Жизнь продолжается, и в ней есть смысл.

Фильм создан по благословению епископа Смоленского и Вяземского Исидора и является участником смоленского областного конкурса СМИ в поддержку семьи «Аист на крыше».

Источник: сайт www.pravmir.ru от 29.10.2014

Пожертвовать

03 декабря 2014г.