Лжефонды
Недавно журналист «Русфонда» Виктор Костюковский опубликовал собственное расследование: оказалось, что «Фонд Ирины Алексеевой “Спасти жизнь”» – вовсе не фонд, а всего лишь прикрытие мошенника. Чуть ранее в интернете беспокоились, не мошенники ли собирают деньги на улицах Москвы от имени самарского фонда «Наши дети» (который существует). Как распознать и как пресечь беззаконие?
Как распознать подвох
Расследование Виктора Костюковского началось, по его собственным словам, с вопроса друзей по социальным сетям, знает ли он о «Фонде Ирины Алексеевой». Расследование в интернете о сборщиках средств для фонда «Наши дети» – просто с сомнения одного из прохожих, увидевших волонтеров с урной на улице.
Отсюда – первый вывод: прежде чем пожертвовать в фонд, о котором вы раньше ничего не слышали, – наведите справки. Хотя бы отправьтесь на сайт фонда (а не копируйте реквизиты из републикации в социальной сети, где мошенник может подставить собственный счет), проверьте, размещены ли в разделе «о фонде» документы, например, свидетельство о регистрации юридического лица (ЕГРЮЛ) и ОГРН (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе), а также устав фонда.
На сайте «фонда Ирины Алексеевой “спасти жизнь”» (почему-то они сами себя пишут с маленькой буквы) в разделе документы есть только файл «Устав фонда» в формате .doc. «Спасибо» создателю сайта, что он «позаботился» хотя бы об этом, но у действительно существующего фонда на сайте будет не только устав, но и сканы юридических документов.
Если же зайти на сайт самарского фонда «Наши дети», то можно скопировать с размещенного там свидетельства номер ОГРН 1136300002607 и проверить его в интернете. В принципе сервисы, позволяющие проверять такие данные, просят денег и установки на компьютер специальных программ, но мы нашли и он-лайн демо-версию. Она подтвердила: указанный номер не просто в «фотошопе» нарисован, а соответствует названию организации с таким же ИНН, как на сайте, и адресом.
Владимир Костюковский проделал более чем достаточно «проверок» для «фонда Ирины Алексеевой». Он проверил, что адрес, указанный в Москве, соответствует кардиоцентру имени А.Н. Бакулева, что адресов в Хабаровске и Владивостоке, которые указаны как офисные, либо вовсе не существует, либо это мелкая застройка в частном секторе.
В центре имени Бакулева ему как представителю «Русфонда» сообщили, что с таким фондом не работают, и что кардиолога Ирины Алексеевой не знают. Сбор денег на пересадку сердца ребенку в Германии для Виктора Костюковского был абсурдом: мало того, что такие операции в указанном центре для россиян не делают вовсе, цена операции была занижена в разы (получилась сумма в 3 млн).
Реквизиты «фонда» оказались личными счетами некоего Алексея Ивановича С. Обратился журналист и по указанным телефонам и электронной почте в сам «фонд Ирины Алексеевой». Связаться с администрацией толком не удалось, в итоге Виктор Костюковский получил по электронной почте матерный ответ.
Получается, что создатели сайта «фонда Ирины Алексеевой» – обыкновенные мошенники. Может быть, разве что необыкновенно циничные: все-таки класть в карман то, что люди переведут на пересадку сердца ребенка, пусть и несуществующего, и спать спокойно – это особенное умение.
Юридический ликбез: что такое мошенничество
Да, нецелевое использование (или присвоение себе) денег, пожертвованных на детей, – это мошенничество, то есть один из видов воровства. Мошенничество в уголовном праве – это «преступление, заключающееся в завладении чужим имуществом (или в приобретении прав на имущество) путем обмана или злоупотребления доверием».
Что грозит мошеннику? В первой части статьи 159 «Мошенничество» уголовного кодекса РФ не прописан размер ущерба от преступления. Однако, если стоимость присвоенного имущества не превышает тысячу рублей, к уголовной ответственности виновных не привлекут. Им назначат административный штраф по статье 7.27 «Мелкое хищение» КоАП РФ. Если ущерб превысит 2500 рублей, обвиняемому грозит штраф до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до пяти лет. Если же размер присвоенного имущества будет больше 250 тысяч рублей, штраф возрастет до 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до шести лет.
Самое суровое наказание – лишение свободы до десяти лет – суд может назначить мошенникам, которые присвоили чужое имущество на сумму более 1 миллиона рублей при отягчающих обстоятельствах.
Вывод следующий: мало выявить существование сайта несуществующего фонда. Чтобы принять меры, придется еще и перевести на указанные реквизиты деньги (не менее 2500 рублей), в идеале – найти других жертвователей, которые не поленятся вместе с вами писать заявления, и – обращаться в МВД в статусе потерпевших.
Пожаловаться через интернет
Пока мы наудачу, не перечисляя денег «фонду Ирины Алексеевой», направили ссылки на расследование Виктора Костюковского в «Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий» МВД России (ID обращения 34181) и в Следственный департамент (ID обращения 34182). Срок регистрации обращений – три дня, о результатах рассмотрения обещают сообщить по электронной почте в течение тридцати дней.
Впрочем, даже если все получится, и кто-то не поленится довести суд до конца, скорее всего, аферисту грозит только штраф.
Дело о ликвидации благотворительного фонда через суд могут инициировать его учредители, попечительский совет фонда, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные подразделения, другие юридические и физические лица. То есть любой человек, в том числе потерпевший от мошенничества, может подать заявление в суд общей юрисдикции. Только вот «фонд Ирины Алексеевой» не существует, и ликвидировать нечего.
Еще одно обращение – с просьбой разобраться, не подлежит ли сайт фонда Ирины Алексеевой блокировке – мы отправили в Роскомнадзор (регистрационный номер обращения 639713, раздел «электронные СМИ – нарушения законодательства»). О результатах также обещают сообщить по электронной почте в течение месяца. Ждем. Может быть, мошенника и не посадят и не оштрафуют, но хотя бы потрудиться над созданием нового сайта ему придется.
Что делать, пока органы рассматривают обращение?
Мошенничество под видом благотворительности уменьшает доверие ко всей благотворительной сфере. Именно поэтому журналисты, пишущие о помощи людям (как Виктор Костюковский), фонды (как фонд «Дети наши», обеспокоенный возможностью мошенничества под маркой «Наши дети») и просто неравнодушные граждане стараются оповестить как можно больше людей о случаях нечистоплотного сбора денег. Существует группа с такой тематикой в ЖЖ, аналогичная по содержанию группа «ВКонтакте».
Конечно, перед тем, как заявлять о мошенничестве, равно как и перед совершением пожертвования, лучше постараться перепроверить информацию и обратиться в фонд за дополнительными разъяснениями. Можно попросить администраторов группы в ЖЖ или «В контакте» помочь вам проверить ваши подозрения, а уж потом сообщать «городу и миру».
Улицы – зона фандрайзинга и риска
Фотография стенда и бокса для пожертвований самарского фонда «Наши дети» облетела социальные сети с большой надписью «Осторожно! Возможный обман». Один из волонтеров фонда рассказала корреспонденту «Милосердие.ru», что автор этой фотографии «ВКонтакте» Елена Красникова подошла к их стенду со словами «У вас две минуты, чтобы собраться», а не с попыткой разобраться, что за организация собирает пожертвования.
Свою фотографию Елена Красникова разместила в группе самарского фонда «ВКонтакте» и получила подтверждение, что фонд ведет сбор в Москве. Конечно, наличие ксерокопии устава фонда у волонтеров возле стенда еще ничего не гарантирует, но они также показывают уведомление об акции на имя начальника ОВД района (по словам волонтеров у метро «Арбатская», полиция регулярно проводит проверку их документов).
Конечно, отправляя сборщиков пожертвований на улицы, сам фонд рискует: мошенники могут замаскироваться под волонтеров. В итоге в группе фонда «ВКонтакте» уже пишут: «В связи с поступившими обращениями официально сообщаем, что мы НЕ имеем никакого отношения к людям, которые в г. Самара на ул. Ленинградской и на Набережной ходят в футболках, похожих на футболки наших волонтеров, и предлагают людям пожертвовать деньги, и положить их в переносную урну. Очень рекомендуем вам перед пожертвованием обязательно попросить у них документы, и проверить принадлежность этих людей к фонду (бейдж или договор с волонтером, заверенные синей печатью и подписью руководителя). Наши же урны всегда расположены на переносных стойках, а не на шеях или в руках волонтеров, на каждой стойке у нас присутствуют все необходимые документы, урны опломбированы. В г. Самара наши стойки расположены только в ТЦ “Мега Сити” и ТЦ “Космопорт”, в г. Москва – на улицах и пешеходных улицах города (м. Арбатская, м. Цветной бульвар, ул. Кузнецкий мост, м. Каширская, м. Кантемировская, м. Парк Культуры и т.д.)». Поскольку корреспондент «Милосердия.ru» видел волонтеров фонда «Наши дети», например, у метро «Таганская», буквы «и т.д.» нас особенно интересуют. Самарские адреса в этом сообщении также, очевидно, указаны не все: на сайте фонда есть пиццерия и другие заведения, разместившие у себя урны для пожертвований.
В прошлые годы не раз благотворительный фонд «Подари жизнь» оповещал о мошенниках, которые собирали деньги в собственный карман, используя символику фонда и материалы с его сайта. «Детские деревни-SOS» отправляют волонтеров на улицы с просьбой пожертвовать деньги или оформить регулярные переводы с банковской карты – и им же приходится предупреждать, что просьба сфотографировать банковскую карту – это мошенничество, замаскированное под благотворительность. С карты потом легко улетят все деньги.
Кстати, если вы – волонтер, который хочет собрать средства для фонда на публичной площадке, сначала оповестите фонд и получите согласие (а также опломбированную емкость для пожертвований), а потом уж выходите на улицу или в торговый центр. И не обижайтесь, если фонд откажется от такой «услуги» – все-таки риск, что вслед за вами на улицы выйдут еще и мошенники, слишком велик, а репутация стоит куда больше, чем могут опустить в ящик прохожие.
Продолжаем расследование…
Сайт фонда «Наши дети» не то чтобы идеален «Пожалуй, главный принцип работы нашего фонда – абсолютно все собранные деньги направляются на помощь нуждающимся!» – сообщает главная страница. Для любого, кто интересуется профессиональной благотворительностью, это тревожный звоночек: фонд не сообщает, кто оплачивает административные расходы, а у юридически оформленного НКО их не может не быть.
Однако такой «рекламный» трюк многие сочтут невинным. Телефон фонда, указанный как контактный, по словам волонтеров в Москве, принадлежит лично директору фонда Сергею Дронову, и они его даже видели.
Никому не хочется оказаться клеветником, но все же, если вы проверили свои подозрения и уверены, что знаете о мошенническом сайте или пункте сбора пожертвований, – предупредите всех, кого можете. Не стоит кормить мошенников самим и оставлять в неведении других.