Соловки
Столетиями на суровые Соловецкие острова ссылали, в ХХ веке вся земля пропиталась кровью и слезами заключенных. Так почему люди сегодня едут сюда, чтобы почувствовать особую свободу и умиротворенность? Почему возвращаются из года в года и говорят об особом "соловецком синдроме"? Ответы в репортаже "НС" о сегодняшнем дне Соловков.
Люди живут в единственном поселке острова, работают на далеких прибрежных промыслах, ходят с огромными рюкзаками по пыльным дорогам между лесов и болот, приезжают просто вдохнуть воздух свободы сурового беломорского ветра. Каждый на острове может быть тем, кем он хочет.
Свобода дается не просто, ее надо выбирать самому, и хотя Соловецкий архипелаг является нашей пограничной землей на самом южном побережье Северного Ледовитого океана, а Соловецкий монастырь веками был еще и государственной тюрьмой, эти суровые и прекрасные острова никого не держат насильно.
Будущий патриарх Никон в 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром Анзерским, ушел из самого сурового монастырского скита по льду Белого моря пешком, хотя мог умереть в дороге.
Во время гонений на Церковь при советской власти, когда на Соловках был устроен концентрационный лагерь, в стенах поруганного монастыря, в скитах, в лесных и прибрежных промысловых избушках мучились заключенные. Острова стали тюрьмой, но, как ни странно, тюрьмой для тех кто остался свободным, выбрал смерть и муки, но продолжал исповедовать Христа Бога.
На корабле "Косяков", как на Ковчеге - самые разные люди с разными целями.
На Соловках действует небольшой монастырский "флот", привозящий и отвозящий паломников. Но на корабликах монастыря могут приехать и все желающие.
Соловчане - особые люди. Это не только жители поселка Соловецкий. Все, кто заболел Соловками, как говорят "осоловел", тоже считают себя соловчанами. Настоящие соловчане никогда не загадывают ничего вперед, и не только потому. что погода на Соловках меняется за секунды от солнца и жары, до шквала ветра с дождем. Жить на Соловках без Бога странно и не интересно. Обычно такие люди не задерживаются на годы. Причем, не важно какие конкретно отношения с Богом существуют в душе человека: спорит ли он с Богом, не принимает ли Его волю, кается или радуется общению с Ним - главное, чтобы человек искал Бога.
Школа юнг был организована на Соловках 25 мая 1942 года. Юнги участвовали в военных действиях, выходили в море с дозором, строили оборонительные сооружения на островах. До сих пор, путешествуя по берегам архипелага можно часто сталкиваться с траншеями, окопами и землянками, сделанными руками мальчишек 11-14 лет.
Фотографировать здесь всегда есть повод. Огромное количество культурных событий может закружить в нешуточной светской круговерти: выставка или концерт в Морском музее, лекция по природе или гидрологии острова в Доме Гостеприимства, освящение кораблей, встречи ветеранов, бывших юнг, конкурсы бардовской песни, парусные регаты...
На острове более 400 питьевых озер. Те, кто любит полное уединение, знают в лесу все тропы между ними. Лес когда-то запретил рубить святитель Филипп. Но в последствии этот запрет был нарушен. А во время Сталинских лагерей была угроза полной его вырубки. Еще во время ГУЛАГа в Соловецком лесу оставались подвижники-отшельники.
В каналах, соединяющих озера острова можно заблудиться. Когда-то по ним ходили маленькие монастырские пароходики и перевозили строительный материал и продукты в скиты.
Промысловики. Сейчас это люди, которые приехали на заработки. Работа очень тяжелая и удаленная от цивилизации. В промысловых поселках часто оказываются люди не простые, которые свободой дорожат по своему.