Соловки

Столетиями на суровые Соловецкие острова ссылали, в ХХ веке вся земля пропиталась кровью и слезами заключенных. Так почему люди сегодня едут сюда, чтобы почувствовать особую свободу и умиротворенность? Почему возвращаются из года в года и говорят об особом "соловецком синдроме"? Ответы в репортаже "НС" о сегодняшнем дне Соловков.

Путешествие на Соловки начинается с пристани поселка Рабочеостровский недалеко от города Кеми.

Люди живут в единственном поселке острова, работают на далеких прибрежных промыслах, ходят с огромными рюкзаками по пыльным дорогам между лесов и болот, приезжают просто вдохнуть воздух свободы сурового беломорского ветра. Каждый на острове может быть тем, кем он хочет.

Свобода дается не просто, ее надо выбирать самому, и хотя Соловецкий архипелаг является нашей пограничной землей на самом южном побережье Северного Ледовитого океана, а Соловецкий монастырь веками был еще и государственной тюрьмой, эти суровые и прекрасные острова никого не держат насильно.

Будущий патриарх Никон в 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром Анзерским, ушел из самого сурового монастырского скита по льду Белого моря пешком, хотя мог умереть в дороге.

Во время гонений на Церковь при советской власти, когда на Соловках был устроен концентрационный лагерь, в стенах поруганного монастыря, в скитах, в лесных и прибрежных промысловых избушках мучились заключенные. Острова стали тюрьмой, но, как ни странно, тюрьмой для тех кто остался свободным, выбрал смерть и муки, но продолжал исповедовать Христа Бога.

На корабле "Косяков", как на Ковчеге - самые разные люди с разными целями.

Корабль "Косяков" приходит в бухту Благополучия. Название ее едва ли соответствует действительности, чем подтверждает ее. В бухте нет штормов, но вход в нее очень сложен, так как все дно усеяно подводными камнями и мелководными отмелями.

На берегу бухты стоят маленькие белые часовни, каждая из которых поставлена в честь приезда в Соловецкий монастырь какой-нибудь царственной особы или чудесного события.

На Соловках действует небольшой монастырский "флот", привозящий и отвозящий паломников. Но на корабликах монастыря могут приехать и все желающие.

Озеро Святое, с противоположной стороны морской набережной монастыря, отчасти искусственного происхождения. Еще во время игуменства будущего Московского митрополита свт. Филиппа (Колычева), его расширяли, чтобы в каналах, соединяющих его с остальной водной системой острова было достаточное давление воды, которого бы хватило на работу монастырской мельницы и прачечной.

Соловчане - особые люди. Это не только жители поселка Соловецкий. Все, кто заболел Соловками, как говорят "осоловел", тоже считают себя соловчанами. Настоящие соловчане никогда не загадывают ничего вперед, и не только потому. что погода на Соловках меняется за секунды от солнца и жары, до шквала ветра с дождем. Жить на Соловках без Бога странно и не интересно. Обычно такие люди не задерживаются на годы. Причем, не важно какие конкретно отношения с Богом существуют в душе человека: спорит ли он с Богом, не принимает ли Его волю, кается или радуется общению с Ним - главное, чтобы человек искал Бога.

Новое и старое поколение юнг приезжает на Соловки со всей России 28 июля, в день Военно-морского флота России. По преданию, на Заяцком острове Соловецкого архипелага царь Петр освятил Андреевский флаг в церкви святого апостола Андрея Первозванного. 28 июля все соловецкие жители, все туристы, вообще все, кто хочет, погружаются вместе с юнгами и Андреевским флагом на корабли, предоставленные монастырем, и путешествуют на "Зайчики", так называют Заяцкий остров соловчане, чтобы там совершить молебен о всех, погибших моряках.

Школа юнг был организована на Соловках 25 мая 1942 года. Юнги участвовали в военных действиях, выходили в море с дозором, строили оборонительные сооружения на островах. До сих пор, путешествуя по берегам архипелага можно часто сталкиваться с траншеями, окопами и землянками, сделанными руками мальчишек 11-14 лет.

Фотографировать здесь всегда есть повод. Огромное количество культурных событий может закружить в нешуточной светской круговерти: выставка или концерт в Морском музее, лекция по природе или гидрологии острова в Доме Гостеприимства, освящение кораблей, встречи ветеранов, бывших юнг, конкурсы бардовской песни, парусные регаты...

Закат в бухте Благополучия всегда дает повод остановиться и засмотреться. Сколько раз приезжаешь на Соловки - столько раз увозишь обратно хоть одну фотографию этого заката.

На острове более 400 питьевых озер. Те, кто любит полное уединение, знают в лесу все тропы между ними. Лес когда-то запретил рубить святитель Филипп. Но в последствии этот запрет был нарушен. А во время Сталинских лагерей была угроза полной его вырубки. Еще во время ГУЛАГа в Соловецком лесу оставались подвижники-отшельники.

В каналах, соединяющих озера острова можно заблудиться. Когда-то по ним ходили маленькие монастырские пароходики и перевозили строительный материал и продукты в скиты.

Погрузка на трактор добытой в море ламинарии. В промысловых поселках ведется сбор ламинарий, водорослей. экстракт которых используют в пищевой и косметической промышленности. На этом промысле работал Флоренский во время ссылки.

Промысловики. Сейчас это люди, которые приехали на заработки. Работа очень тяжелая и удаленная от цивилизации. В промысловых поселках часто оказываются люди не простые, которые свободой дорожат по своему.

Ламинарии сушат прежде чем отправить на производство. На просоленном ветру они шуршат, как будто нашептывают колыбельную. До берегов промысла дойти не легко, но это стоит того.

Белое, белое море...

Текст, фото: Ирина СЕЧИНА
Источник: Журнал "Нескучный сад" от 23.08.2013

Пожертвовать

07 августа 2014г.