Крупнейший в России
В Москве 16 мая прошел день открытых дверей и официальное открытие Кризисного центра помощи женщинам. Трехэтажное здание с детской площадкой и прилегающей территорией расположилось по адресу ул. Дубки, д. 9А.
Здесь действует стационар на 60 мест. Целый этаж комплекса отведен под медицинскую реабилитацию – это соляная пещера, ванны, кислородные коктейли. К центру относится и социальная гостиница «Надежда», ранее существовавшая как самостоятельная организация. Это позволит размещать женщин на время кризиса, но все же задача у центра иная.
Усилия специалистов направлены на то, чтобы помочь обращающимся сюда женщинам пережить кризисную ситуацию, но не просто спрятать их и дать возможность где-то отсидеться, а поддержать и найти выход из кризиса. Разные подразделения центра работают над этой задачей с разных сторон.
Уже сейчас при центре действует психологическая служба и телефон доверия, куда можно звонить в любой кризисной ситуации, юрист, а также несколько групп для творческих занятий с детьми.
«Мы озаботились несколькими темами, которыми, как нам кажется, никто не занимается на государственном уровне», – говорит руководитель психологической службы Татьяна Орлова. Таких направлений было выявлено несколько: поддержка матерей-одиночек, работа с родственниками заключенных, помощь жертвам домашнего насилия, а также женщинам, переживающим трудный развод.
Особое внимание уделено проблеме ненасильственного общения с детьми – как сделать так, чтобы родители не прибегали к насильственным методам воспитания детей, если их самих били в детстве, и они считают это нормой? Для этого создана особая группа (в основном, в ней участвуют матери-одиночки). На время занятий с психологом мамы могут оставить детей в студии, где с ними будут рисовать, лепить и т.д.
Родственники заключенных – очень сложная категория клиентов. «Когда кто-то из родственников садится в тюрьму, то внутри семьи тоже есть ощущение, что люди как бы в тюрьме – они не могут разговаривать о своей проблеме с окружающими – это стыдно. И люди оказываются пойманными в этой ситуации. Сокращаются социальные контакты. И, в итоге, дезадаптируется вся семья», – рассказывает Татьяна Орлова.
Для таких людей эффективными оказываются групповые занятия с психологом, когда они могут прийти и поделиться своими переживаниями, не стесняясь, с людьми, находящимися в такой же ситуации. И получить от них поддержку.
Кроме того, они могут переключить свое стремление помочь, как-то облегчить участь родственника, находящегося в тюрьме, на других людей. И в этом найти для себя утешение. Ведь часто попытки облегчить участь заключенного не приводят к положительному результату, и его родственники сталкиваются с ощущением полного бессилия.
Также идет набор в группу психологической помощи для онкобольных пациентов. Дело в том, что человек с таким диагнозом часто остается один, он предоставлен самому себе, а родственники и друзья, осознавая свое бессилие перед болезнью, предпочитают отвернуться. В такой ситуации для него очень важно получить поддержку со стороны людей, находящихся в схожей ситуации.
А вот работа с жертвами насилия, наоборот, построена на индивидуальных консультациях. И причина этого очевидна: женщины не готовы об этом говорить на публике.
«Часто это семьи с очень высоким социальным статусом. Муж, например, может быть руководителем департамента. А дома таким образом снимать напряжение. Внешне это обычно благополучная семья. Кто-то из окружающих, бывает, об этом и знает, но они обычно молчат и настаивают на сохранении семьи из каких-то своих интересов», – объясняет Татьяна Орлова.
Задача психолога в такой ситуации – помочь женщине найти внутренние и внешние ресурсы для того, чтобы остановить это насилие. Так как зачастую жертвы настолько забиты, что сами не могут найти выхода, им кажется, что без мужа они не смогут найти работу, им не на что будет жить и т.д.
Между тем, в центре уже есть положительный опыт работы с этой проблемой. Слово Татьяне Орловой: «У меня есть клиентка, муж у которой периодически запивает, и в таком состоянии он ее бьет. Она раньше с ребенком от него убегала. Мы с ней работали над выстраиванием границ, над тем, чтобы все проблемы от того, что муж пьет, сваливались не на нее, а чтобы проблемы от этого возникали у него. Например, чтобы в пьяном виде он шел бы ночевать в другое место. И это стало бы некоторым барьером, который бы его останавливал. И действительно, сейчас он пришел на терапию».
С женщинами, переживающими тяжелый развод, сначала ведется индивидуальная работа – это несколько личных встреч с психологом. А потом таких женщин объединяют в группу, так как им, опять же, необходимо видеть тех, кто находится в схожей ситуации и тоже старается ее преодолеть.
Усилия психологов не напрасны. К Татьяне пришла клиентка с дочерью-школьницей, у которой были тотальные страхи: «Она была очень привязана к матери, не могла спать от нее отдельно. Оказалось, что ребенком пользуются оба родителя, она служила каналом передачи информации между ними. И, таким образом, ребенок считал, что он несет ответственность за происходящее в семье. Конечно, это непосильная ноша для ребенка, отсюда и возникли страхи. Мы провели две сессии с мамой и дочкой, и страхи прошли».
Телефон доверия работает с 10.00 до 18.00 ежедневно кроме воскресенья. Его особенность в том, что он связан с реальной консультативной практикой. Идея в том, чтобы человек не просто позвонил-выговорился, слил свой негатив, а чтобы он вместе с психологом стал работать над своей проблемой.
Центр ориентирован на москвичей – для того, чтобы сюда попасть, необходимо предъявить прописку. В любом случае, документы при записи сюда предъявить придется – это государственное учреждение.
«У нас пока нет сайта, мы создали две страницы – “ВКонтакте” и на Facebook, но даже несмотря на то, что у нас нет никакой рекламы и нет сайта, люди к нам идут. Мы, конечно, рассказали о себе коллегам, своим клиентам – у каждого из нас есть клиенты. И эта информация начала распространяться дальше», – заключает Татьяна Орлова.