Ангел на графских развалинах
Развалины великолепной усадьбы эпохи Просвещения, две разные, но равнопрекрасные церкви, барские пруды и связь времен. Все это – в полутора часах езды от Москвы.
Впервые о Гребнево я узнала из «культовой» книги Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего». Много лет жизнь Натальи Николаевны, дочери известного духовного писатели Николая Пестова и супруги не менее известного священника Владимира Соколова, была связана с этим местом. Поэтому на обложке большинства изданий книги — красно-белый гребневский храм. Собственно, ехали мы к этой «картинке с обложки». И немало удивились, что храмов в Гребневе два – летний и зимний. С первого взгляда сложно определить, какой предназначен для теплого времени года, а какой — для холодного, потому что объемы храмов почти равны. Но оба храма великолепны.
Красно-белый храм Гребневской иконы Божией Матери построен в самом конце 19 века. На фотографиях храм выглядит более нарядным, чем в реальности, но венчающая купол позолоченная фигура Архангела сияет силой и славой.
Вообще такое скульптурное завершение для русского православного храма не очень типично. Внутри храма очень интересная доска, где перечислены имена благотворителей. Удивительно, что за полвека до крепостного права имена крепостных крестьян-жертвователей помещены наравне с именем их владельца. К сожалению, увидеть эту примечательную доску не удастся – сейчас служат только во втором, Никольском храме.
Храм в честь Святителя Николая начали строить незадолго до Отечественной войны 1812 года, и, естественно, война помешала строительству. Завершили работы только в 1823 году. Большинство исследователей приписывает проект знаменитому Воронихину, и не случайно – это ампирное здание удивительно гармонично. В середине 19 века на церкви были установлены часы, и до сих пор они отбивают каждую четверть часа.
Вообще уникальную атмосферу Гребнева создают не только чудесная природа и архитектура, но и ощущение ненарушенной связи с прошлым. Здесь никогда не прекращали служить. В советское время в это уединенное место стекались верующие со всей Московской области. Кстати, усадьба тогда еще не была разрушена. И это тоже весьма нетипично.
Запустение в нецерковной части Гребнева наступило всего каких-то 30 лет назад.
Усадьба впервые упоминается в писцовых книгах 16 века, ей многие десятилетия владели знатные роды, такие как Трубецкие и Голицыны. Расцвет Гребнева пришелся на правление Екатерины II, когда усадьба стала одним из очагов Русского просвещения. Здесь бывали Державин, Жуковский, Богданович, Радищев и другие обазованнейшие люди того времени. Гаврила Державин упоминает Гребнево в стихотворении «Ключ», посвященном Михаилу Хераскову, который нередко проводил здесь лето:
Да честь твоя пройдет все грады, Как эхо с гор сквозь лес дремуч: Творца бессмертной «Россиады», Священный Гребеневский ключ, Поил водой ты стихотворства.
Кстати, именно в Гребнево Херасков завершил свое самое знаменитое произведение — поэму «Россиада».
Незадолго до революции в усадьбе устроили санаторий, который просуществовал почти полвека. Затем здесь ненадолго разместили Щелковский электровакуумный техникум. С семидесятых годов прошлого века в усадьбе размещались различные учреждения министерства культуры, к 1990-м годам разработали план масштабной реставрации усадьбы и превращения ее в современный культурный центр. Но… несколько пожаров, последовавшие один за другим, превратили здания в руины, не подлежащие реставрации. Дальнейшая судьба их пока под вопросом.
Сейчас «романтические развалины» активно посещают фотографы, молодожены и просто местные жители – ведь это чудесное место для отдыха и пикников. Здесь же совершают прогулки члены близлежащего конного клуба.
Украшение усадьбы, дошедшее до наших дней, – рукотворные пруды. Большой (Барский) пруд в Гребнево был вырыт, по преданию, каторжными пугачевцами в 1770-е гг. Раньше на островах были беседки, гроты, летний театр, лодочная станция. А сегодня совсем близко к берегам подошли новые микрорайоны города Фрязино, и ближайшая улица так и названа – «улица Барские пруды». Но от современной суеты здесь очень легко абстрагироваться. И очень легко ощутить себя «под кровом Всевышнего».
Добраться до Гребнева несложно: электричкой с Ярославского вокзала едем до станции «Фрязино» (1 час 20 минут), затем 10 минут на такси (150 р.) – и вы на месте. Воскресные литургии в гребневском храме для жаворонков – ранняя в 6, поздняя – в 9 утра. А вот всенощная, как обычно – в 17.00.