Новости в монастыре узнают... из Интернета
В церковь можно прийти не только помолиться и поставить свечку за близких, но и поработать, правда, знает об этом не каждый. Именно за этим корреспондент «ОГ» с группой паломников отправилась в Верхотурье, в Свято-Покровский женский монастырь.
Справка «ОГ»
Деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Верхо?турье заложен в 1621 году. Это была первая в Сибири и на Урале женская иноческая обитель. Современный каменный храм был ос?вящён в 19?02 году. В советские годы в помещениях монастыря на?ходился сперва детский дом, затем — в самом храме — городская баня. Вспоминают, что женщины, которые там мылись, всё время ощущали на себе какой?то таинственный взгляд. Когда началась реставрация, на внешней стене этой части храма была обнаружена икона Покрова Пресвятой Богородицы. В 199??1 году монастырь был возвращён церкви.
Впервые в монастырь я поехала ещё год назад, присоединившись к группе паломников ООО «Вершины Урала» — они регулярно бывают в Верхотурье и помогают монахиням ухаживать за огородом и цветочными клумбами. Тогда, признаться, я побаивалась и строгого устава, и монахинь в аскетичном чёрном одеянии — а вдруг начнут отчитывать за неправильно повязанный платок или недостаточно длинную юбку? Выяснилось — зря: соблюдать правила не так сложно, как кажется, а монахини в большинстве своём — очень приятные сердобольные женщины.
Помощь паломников православным монастырям и храмам — давняя практика. В Верхотурье с этой целью приезжают даже из других регионов России, например, в Покровской обители регулярно бывает группа из Челябинска. Правда, в последние годы, как рассказывают сёстры монастыря, паломников стало меньше.
Нам на этот раз довелось пересаживать первоцветы, клубнику и кусты крыжовника. Отсутствие телефонных разговоров, участие в службах (два часа на ногах, даже если перед этим весь день провёл на грядках), минимум сна и отдыха, старые скрипучие кровати и раскладушки — всё переносится легко, если заранее настроиться. Известно же, что монастырь — это место, где молятся и трудятся.
В обители большое хозяйство: огород, цветники, кустарники, скотный двор... Чтобы справляться со всем этим, очень не хватает мужской силы, но на помощь приходят паломники. Фото Анны Осиповой.
Жизнь в обители чётко регламентирована. В шесть часов — утренняя молитва, затем служба в храме. Туда должны приходить все сёстры, которые не заняты какой-то срочной работой, например, кухней. В половине одиннадцатого — первая трапеза, затем послушания: разные задания — от прополки грядок до чтения молитв. Обед — в три часа дня, через час — вечернее богослужение. В семь часов ужин. Кроме того, днём и ночью все сёстры по очереди (а иногда и паломники) читают неусыпаемый псалтырь. Перед едой и после еды в монастыре читают короткую молитву, а вместо привычного «Приятного аппетита!» говорят «Ангела за трапезой». Кстати, мясо на территории обители запрещено, но кормят гостей вкусно и сытно.
Заботы по хозяйству строго разделены между сёстрами. Например, та женщина, что выполняет обязанности повара, делает это постоянно и не занимается ничем другим — стирать одежду и даже мыть посуду ей уже не приходится. Сейчас в обители кроме настоятельницы живут игуменья на покое (матушка София, возглавлявшая монастырь с 1994 года по осень 2013-го, сейчас ей 85 лет и она почти не выходит из кельи), десять монахинь, пять инокинь (в отличие от монахинь не дают обеты) и четыре послушницы (находятся на испытательном сроке). Самой старой монахине 94 года, самым молодым — чуть больше тридцати. Новые послушницы в обитель приходят нечасто, за последние полгода — всего двое. Нередко приезжают монахини из других городов и наоборот. Так, в прошлые выходные одну из сестёр проводили в православный монастырь в Греции — она отправилась туда вслед за своим духовным наставником.
Почти все сёстры живут в кельях (отдельных комнатах) по одному человеку, максимум — по двое, ведь для молитвы очень важно уединение. Внутри — только самые необходимые предметы быта. У паломников условия совсем иные: как правило, это одна большая комната, в которой стоят несколько кроватей и всё. Кстати, среди паломников женского монастыря могут быть мужчины, просто селят их отдельно. Приехать можно в любой день, но сёстры просят звонить заранее и предупреждать, чтобы для гостей успели приготовить место.
Из первых уст
В прошлом году настоятельницей Свято-Покровского женского монастыря была назначена игуменья Магдалина.— Свято-Покровский женский монастырь, как и другие обители, живет очень замкнуто. Как у вас узнают последние новости? Из Интернета?
— Да, это допускается, но не каждая сестра имеет доступ (он есть только у настоятельницы и некоторых старших сестер — прим. авт.). Если есть что-то важное, мы сообщаем остальным. Например, о событиях на Украине: сёстры молятся за мир в этой стране. К сожалению, своего сайта у нас нет, хотя он помог бы оповещать прихожан и паломников о событиях монастыря.
— Для паломников есть послабления?
— Да, ведь мирскому человеку тяжело жить, как мы. Паломники, например, могут ходить не на все службы. С тех, кто приезжают просто помолиться, монастырь берёт небольшую плату за ночлег и за питание (кормим утром и вечером). А если человек приезжает помолиться и потрудиться, ничего платить не надо.
— А если приедет большая группа паломников?
— Много паломников не бывает, в монастыре всегда работа найдётся — не хватает рук. В летнее время это, естественно, огороды, клумбы, скоро картошка пойдёт. Очень нужна мужская рабочая сила. Сестёр мало и они в основном пожилые.
— Как вам кажется, зачем обычные люди приезжают в монастырь?
— За духовной помощью, утешения и успокоения ищут. Нередко приезжают конкретно к нашей чудотворной иконе Богоматери «Умиление», чтоб решить какие-то проблемы, особенно с детьми. Косма Блаженный, чьи мощи покоятся в обители, помогает исцелиться. Многие, кто просит, получают просимое.
— Сегодня Покровский монастырь восстанавливают по программе «Формирование духовного центра Урала». А есть отдельные благотворители, которые вам помогают?
— Да. Я приехала сюда из центральной России, это уже мой четвёртый монастырь, но именно на Урале я впервые встретила человека, который так целенаправленно взялся за восстановление обители. Вот этот новый корпус, в котором мы находимся (светлое двухэтажное здание, в котором живут монахини — прим. авт.) — построен с его помощью. Удивительно, ведь его, по сути, с этим местом ничего не связывает.
Добавим, что «ОГ» имя этого человека известно, но мы его не называем — он не из тех, кто любит похвастать добрыми делами.