Молись, дитя…

Матушка Ольга Попиченко

Любой вопрос и любое событие можно обсудить с батюшкой. Но иногда над твоим вопросом батюшка задумается, да и скажет: «А спроси-ка лучше у матушки». И то верно! Есть взгляд мужской, а есть женский. Мужчина ставит цель и задает генеральное направление, а женщина внимательно обдумывает детали. Что и как делать, посоветует батюшка, а разобраться в нюансах и таких важных мелочах поможет матушка. «С какого возраста можно начинать учить детей молиться? Как это делать? Можно ли дома петь богослужебные песнопения, или им место только в храме?» – с этими вопросами мы пришли в гости к матушке Ольге Попиченко, маме пятерых детей в возрасте от 6 до 17 лет.

– Когда рождается ребенок, то время начинает бежать совершенно по-другому. Если до родов ты еще что-то можешь спланировать, как-то распределить нагрузку в течение дня, спокойно помолиться утром и вечером, то потом ты полностью зависишь от малыша. Как правило, время, которое молодая мама может посвятить молитве, – это когда она кормит грудью, то есть несколько раз в течение дня. Помню, у меня был устроен уютный уголок рядом с окном, там висела икона Богородицы «Млекопитательница», я кормила старшего сына Серафима и пела «Богородице, Дево, радуйся». Молилась за сына, иногда смотрела в окно, а иногда на икону. Ну, а вечером мы просто присоединялись к батюшке, так как наша семья очень ценит общую семейную молитву.

Кстати, семейная молитва очень важна не только для детей, но и для самой мамы. У каждой мамы бывают такие периоды, когда сил на молитву просто не хватает. Утром она вскакивает с постели и сразу бежит готовить, мыть и так далее. Целый день крутится-вертится, а про молитву и забыла. Общая молитва в такие периоды и для таких «заполошных» мам – лучшая помощь.

Когда Серафим немного подрос и родился Семен, то молились мы так: батюшка держал на руках Серафима, читал молитвы, а я кормила Семена. Так же происходило и с младшими детьми: они просто смотрели с самых первых дней на семейную молитву, впитывая ее.

Потом детки стали подрастать, было им годика 3-4, мы заметили, что им очень интересен процесс подготовки к молитве, возжигание лампады и свечей. В какой-то момент они стали сами себе устраивать «красный угол»: на маленький табурет клали кружевную салфетку, ставили свою любимую икону, маленькие подсвечники, там же лежал самый первый детский молитвослов. Они с важным видом, очень серьезно готовились и вставали на молитву. Причем некоторые молились по нескольку раз в день, без понуждения приходя в свой молитвенный уголок.

... у каждого ребенка своя мера, которую родители должны знать, что бы не перегрузить ребенка молитвой и не сформировать в нем отвращение к молитвенному труду.

Когда мы собирались на семейную молитву, то дети молились столько, насколько хватало их внимания, терпения и интереса. Бывало, что помолившись 2-3 минуты, кто-нибудь из малышей тихонько уходил в другую комнату, чтобы там поиграть. Например, рассеется внимание у младшей, Полечки, – батюшка скажет: «Полечка, ты, видимо, еще маленькая, пойди, поиграй в другой комнате». Та радостно убегает, но через какое-то время ей вдруг становится обидно, что она «маленькая», и что она оказалась отдельно от всех. Посидит-подумает, да и возвращается, присоединяясь ко всем.

Очень хорошо о детской молитве пишет Паисий Святогорец. В книге, посвященной семейной жизни, он приводит много примеров того, как привить ребенку вкус к молитве. Основная мысль такова: у каждого ребенка своя мера, которую родители должны знать, чтобы не перегрузить ребенка молитвой и не сформировать в нем отвращение к молитвенному труду. Сам он вспоминает, что его мама научала детей молитве коротенькими воззваниями к Богу: в начале дела говорила: «Господи, благослови!», перед дорогой: «Ангела-хранителя», а в конце любого дела: «Слава Богу!». Так вот, когда наши дети были маленькими, то я специально вслух проговаривала эти короткие молитвы.

... очень хороший способ не отвратить, а привлечь ребенка к молитве – это пение духовных кантов, духовных песен.

Молитва – это же не только те молитвы, которые есть в молитвословах, но и просто памятование о Боге. Поэтому очень хороший способ не отвратить, а привлечь ребенка к молитве – это пение духовных кантов, духовных песен. Мне как-то не хочется дома петь богослужебные песнопения…не из-за какого-либо принципа, а просто на сердце они не приходят. А вот духовные песни кажутся очень уместными, когда делаешь что-нибудь по дому. Вот идет, например, Рождественский пост. Мы перед сном начинаем петь рождественские колядки «Эта ночь святая», «Ночь свята над Палестиной», в которых вся евангельская история Рождества Христова раскрывается. Великим постом хочется петь «Слава Богу за все», «Боже, помилуй меня», а особенно любима нашей семьей песня «Жило двенадцать разбойников, жил Кудеяр атаман», которая поется практически каждый вечер. Бывает, что перед сном каждый ребенок заказывает свою любимую песню, и пока мы все«заказы» споем, все и заснут.

Вот так… потихонечку мы и научаемся молитве. Я очень надеюсь, что со временем у детей появится желание молиться самостоятельно.

Православный Вестник

Пожертвовать

02 октября 2013г.