О детской зависти
– В определенный момент родители впервые слышат от своего ребенка слово «мое». Как правильно относиться к услышанному: нужно ли запрещать ребенку говорить о какой-то игрушке «моя», учить, что «тут ничего твоего нет» или все-таки поддерживать в нем чувство собственности? Также перед родителями стоит вопрос о том, нужно ли поддерживать ребенка в его успехах, как-то стимулировать его стремление к достижению большего.
– У святителя Феофана Затворника есть простая и замечательная мысль. Человек может называться человеком только при условии свободы и самосознания. Если он лишается самосознания или свободы, он духовно умирает и перестает быть человеком, превращаясь в животное. Современная же культура на протяжении последних двадцати лет постоянно настраивает людей на абсолютную несвободу, на потребление, зависимость от мнений, вещей, статуса, имиджа и так далее. Начиная с самого нежного возраста человек усваивает настолько извращенные понятия об истине, нацеленность на успех и благополучие, что жизнь его многократно усложняется.
Во многих школах дети с самого первого класса нацелены на жизненный успех: они участвуют в разных конкурсах только для того, чтобы всегда быть первыми. Но ведь жизнь быстро меняется: что будет с таким запрограммированным ребенком, если когда-то его не признают? Душа может сильно надломиться: «Меня так воспитывали, потом я сам себя готовил в короли, а тут вдруг кто-то меня обошел.
Если у меня есть силы, я этого человека сотру в порошок, а если сил нет, я впаду в отчаяние». Родители должны всячески помогать ребенку реализовывать его таланты, но при этом учить его адекватному отношению к самому себе. «Всяк сверчок знай свой шесток» или, как сказано в Евангелии, «не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк. 14, 8 – 9).
Цель воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка правильным навыкам. Поскольку мы изначально все больны грехом, зло в нас развивается гораздо скорее, чем добро. Вся педагогика должна состоять в том, чтобы мы в меру наших сил и опыта могли бы корректировать и противодействием умалять действие греха. Не запретом, а именно противодействием.
Если ребенок говорит: «Мое!», – то, наверно, правильно научить его быть щедрым. «Да, это твоя игрушка, но тому человеку она нужнее, поэтому пойдем и подарим твою игрушку, чтобы доставить ему радость». Если ребенок завидует игрушке соседа, то и это чувство нужно прокомментировать: «А у тебя есть вот эти игрушки. Давай попросим его поменяться на время?» – тут будет и урок щедрости, и урок взаимоотношений, и урок смиренной просьбы. Родители должны научить ребенка противостоять зависти противоположной добродетелью – бескорыстием и милосердием.
«Завистливый никак не годится для неба: потому что там также существует различие он не радовался бы, а отравлял еще блаженство других». Протоиерей Иоанн Толмачев
– Мне кажется, что у зависти противоположностей гораздо больше, чем бескорыстие и милосердие. Ведь и причин у зависти может быть множество. У кого-то она может вырасти на сребролюбии, и человек будет завидовать материальным благам другого. У кого-то на гордости и тщеславии, и он будет завидовать духовному преуспеянию другого человека. У кого-то на блудной страсти, например: «У этой есть ухажер, у меня нет ухажера…».
– Верно. Зараженному человеку нужно разобраться, откуда «ноги растут» у его зависти, и искать лекарство в добродетелях, противоположных превалирующей страсти. Потому что разные страсти могут рождать какие-то похожие между собой симптомы. Вообще, в познании себя и заключается одна из задач духовной жизни. Узнал свою симптоматику – подбери с духовником соответствующее лекарство из сокровищницы церковной жизни.
– Отец Евгений, существуют ли какие-то первоначальные средства борьбы с завистью?
– Конечно, существуют. Зависть всегда сопряжена с гордостью. Они выявляют повреждение веры и доверия Богу. Также это всегда выражение протеста Богу: «Господи, Ты чего-то не учел, чего-то недодал, какие-то позиции мне не позволил реализовать». Поэтому каждый раз, когда внутри возникает какое-то нехорошее чувство по поводу успехов других людей и желание себе таких же успехов, нужно искренне Бога благодарить. Благодарить за то, что у нас есть, и еще больше благодарить за то, чего у нас нет. Потому как все, что я имею, – это самое необходимое для моего спасения. Благодаря Бога, мы каждый раз будем умалять зависть.
Есть еще одно средство борьбы с завистью, но оно более сложное. Господь призывает: «Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15). Да, нужно учиться радоваться за человека. Не говорить о белой зависти, а говорить о радости: «Слава Богу, что этот человек лучше, красивее, достойнее меня, грешного». Для этого нужно просто знать себе цену и не смотреть на себя через розовые очки. Мы же любим о себе помечтать, что «я на свете всех милее, всех румяней и белее». И когда оказывается, что «царевна все ж милее, все ж румяней и белее», возникает зависть, вражда, ненависть и стремление человека убить, убрать с глаз долой.
Интересный момент: многие люди думают, что ненависть выражается в остром чувстве злобы. Но ведь нежелание видеть человека, внутреннее неприятие – «с глаз долой, из сердца вон», «уйди, чтобы глаза мои тебя не видели» и так далее – тоже проявление ненависти.
Увидел в себе такое проявление ненависти – знай себе цену, сокрушайся, плачь. Нищий духом наверняка не будет завидовать другому человеку, понимая, что он сам хуже всякой твари, «червь, а не человек». Так про себя говорил один из величайших людей всех времен и народов, царь, пророк Божий Давид, наделенный дарами Божиими. Несмотря ни на что, на свое величие, земное и духовное, он говорил про себя так, потому что знал себе реальную цену, помнил свои грехи («грех мой предо мною есть выну», «на всякую ночь ложе мое слезами своими омочу»). Если человек находится в таком устроении, то никакие успехи других не породят в нем зависть. Потому успехи других законны, а мое место в буфете №16…
«Чувство зависти грешно, потому что противно любви к ближнему – и бесполезно, потому что зависть не доставит нам того, чему завидуем, а только мучит нас». Святитель Филарет Московский
– Знаете, как «червяк в буфете» может обозлиться?! Он признает себя червяком и на этой почве сильно завидует. Ум видит, а сердце сопротивляется.
– То, что вы описали – ложное смирение, когда человек из себя изображает «червяка», а в сердце метит в святые или в Наполеоны. Ложным смирением может прикрываться любая страсть. Например, видим девицу: снаружи вроде как длинная юбка, а под юбкой горит синим пламенем блудная страсть. И, опять же, если вы заметили в себе «злобствующего червяка», то это повод для вразумления и покаяния. Если уж Господь благословил нас родиться людьми, так давайте уже учиться жить по-человечески!
«Завистливый никак не годится для неба: потому что там также существует различие он не радовался бы, а отравлял еще блаженство других». Протоиерей Иоанн Толмачев
Беседовала Ксения Кабанова