Страсть печали

Протоиерей Владислав Свешников говорит так: «Глубокая и таинственная суть поста состоит в раскрытии величия подлинной личности человека, каким он был до грехопадения, каким он был явлен в Личности совершенного Бога и совершенного Человека Господа Иисуса Христа. Затем необходимо понять, что любые собственные усилия раскрыть эту тайну окажутся бесполезными, если не понимать их верного направления: открытия знания подлинной жизни». Это и составляет основное содержание поста. Подлинная жизнь христианина обязательно должна быть очищена от греховных страстей и украшена  добродетелями.  Поэтому на каждом из наших уроков мы учимся обнаруживать в себе те страсти, которые давно открыли в человеческой природе и подробно описали, исследуя себя, святые отцы нашей Церкви. И сегодня наш разговор пойдет о том, как проявляется  в нас страсть печали.

2012-11-17-passion-gluttony-01

Иногда в духовной литературе можно встретить утверждение, что корнем всех страстей является самолюбие, а потому святые отцы выделяют три основных его вида: это сребролюбие, славолюбие, сластолюбие. Свт. Феофан Затворник пишет: «Семя всего нравственного зла – самолюбие. Оно лежит на самом дне сердца». Человек, по назначению своему, должен бы забывать себя в своей жизни и деятельности, должен бы жить только для Бога и людей. Но когда человек мыслью, сердцем и желанием отвращается от Бога, а вследствие этого и от ближних, то, естественно, он останавливается на одном себе.

На наших уроках мы говорим не о трех, а о восьми страстях более подробное их деление не противоречит словам свт. Феофана, а более подробно раскрывает упомянутые им духовные понятия.

Прежде чем найти любую страсть в себе, святые отцы предлагают нам сначала посмотреть на неповрежденного грехом Адама. Была ли у него печаль? Была, но она не была страстью. Напротив, печаль была добродетелью, она была силой, которая призывала печалиться о Боге, тянула Адама к Богу. Но после греха она исказилась – ее движения стали направлены не к Богу, а к самолюбию.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) так описывает проявление страсти печали: огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие (трусость), нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

Недовольство окружающими и окружающим очень часто (надо сказать – многократно на дню) доставляют нам огорчения. И мы с детства привыкаем к этим огорчениям, переставая замечать, как легко грешим. Только потому для страсти этой, при всей ее опасности и гибельности, характерна и особая неприметность – и человек очень часто не рассматривает ее как серьезную опасность для своей духовной жизни.

Часто огорчаемся: трамвай не пришел вовремя, пассажиры все злые, кондуктор выдала сдачу мелочью, на работу опоздал, начальник привязался, компьютер «завис», когда надо было спешить, коллеги не помогли… В этом случае проявляется недовольство не столько ситуацией и ближними, сколько Богом, пославшим испытания. В печали обличается наша гордость, обнажается несогласие с Богом.

Святой Иоанн Кассиан, говоря о духовной брани, уточняет, что печаль бывает двух видов: когда посещает человека по прекращении гнева или причиняется от нанесенных убытков, потерь, неисполненных желаний второй же вид печали происходит от опасений и страхов за свою участь или от неразумных забот. И за этими проявлениями печали как раз и обнажается несогласие человека с волей Божией.

Часто печаль путают с унынием. Но в печали человек недоволен Богом. Он борется с Ним своим недовольством.

Многим из нас трудно понять, что значит «жить по воле Божией»: как понимать ее, как отличать от собственной? Ведь только люди, просвещенные благодатью Святого Духа, могут точно знать Божию волю. А что говорить о мирянах, которые делают первые шаги в церкви? Как разобраться в этом сложнейшем вопросе? Да, мы молимся ко Господу, чтобы Он дал нам «разум творити волю Его», но кто из нас дерзнет сказать, что уже обладает таким разумом и в состоянии понять, чего хочет от нас Господь в той или иной ситуации? А вот свт. Иоанн Тобольский этот вопрос разрешил не только для себя, но и для нас, написав удивительную книгу «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волею» – дивное учение, как может сочетаться человек со своим Творцом, как возможно его восхождение от разумного послушания к высочайшей любви. Но не надо быть прозорливцем, чтобы понимать волю Божию в типичных житейских ситуациях.

О том, как может действовать страсть печали, писал Н.В.Гоголь в «Старосветских помещиках»: «Я знал его влюбленным – нежно, страстно, дерзко, скромно, и при мне предмет его страсти – нежная, прекрасная, как ангел, была поражена ненасытной смертью. Я никогда не видел таких ужасных порывов душевного страдания, такой палящей тоски, такого пожирающею отчаяния, какие волновали несчастного влюбленного. Я никогда не думал, чтобы человек мог создать для себя такой ад, в котором ни тени, ни образа, ничего сколько-нибудь походящего на надежду. Его старались не выпускать с глаз от него спрятали все, чем он мог бы умертвить себя. И вскоре он вдруг начал смеяться, шутить ему дали свободу, и первое, на что он употребил ее, была покупка пистолета», и далее он подробно описывает последующие попытки свести счеты с жизнью несчастного возлюбленного. Менее художественно, но порой более драматично эти попытки описаны в историях болезней пациентов отделений кризисных психологических состояний (именно туда попадают люди, которые не только однажды пытались уйти из жизни, но и те, у кого на счету по несколько незавершенных самоубийств). Статистика этих попыток – как и завершенных суицидов – и в нашей стране и во всем мире неуклонно растет. А это значит – страсть печали и гордости пленяет все больше и больше людей. Поводы для этого всегда находятся.

Апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Причин для мирской печали может быть много, и возникают они по самым разным поводам, но прп. Иоанн Кассиан Римлянин выделил основные, которые случаются – от предшествующего гнева от неисполнения желаний из-за убытков и потерь из-за неразумных забот и из-за страха за свою участь. Главными средствами борьбы со страстью печали святые отцы называют молитву со слезами, нестяжательность, милосердие, размышления о будущих благах и о блаженстве в раю.

На последнем из перечисленных лекарств нужно остановиться особо, поскольку для нас – людей пришедших к вере только вчера и только постигающих ее азы, – вряд ли размышления о райских блаженствах станут тем средством, которое подразумевали святые подвижники. Мы все приходим, влюбленные в мир, в паутине всяких привязанностей. И если христианину сказать, что цель нашей жизни – спасение, а это – совпадение двух воль, твоей и Божией, – это может принести утешение... Но когда человек в страсти, помрачается ум, и человек в пиковый момент не помнит, что все от Бога.

Наказания Господни, как ни тяжелы – все они к нашему благу» – так называется одна из глав «Илиотропиона», и в ней свт. Иоанн Тобольский, обращаясь к читателю, предлагает решить такую задачу: если кто на фехтовании ударит тебя металлической перчаткой и нанесет кровавую рану, то едва ли ты станешь обвинять в этом перчатку. Это – дело руки. Но едва ли ты будешь жаловаться и на руку – удар тебе нанес человек. Так и Бог руку, которой бьет, покрывает перчаткой – иногда кожаной, иногда деревянной, а иногда и железной. Сегодня Он наказывает голодом, в другой раз – бесчестием. Теперь попустил Он оскорбить тебя этому человеку, в другое время – иному. А иногда наказывает Он тебя через твоих родных, через домашних или братьев. Чего же тебе хочется?! Одна и та же Божественная рука бьет, но не одинаково, а различно, и через других лиц посещает и наказывает тебя. Зачем ты порицаешь других? Что затеваешь судебный процесс против перчатки? Как милости, так и наказания ниспосылаются тебе от Бога!» И потому праведник, заключает эту главу святитель, крепок в сердце своем, и ничто не может его ни поколебать, ни устрашить. Но почему же люди, готовые при телесных заболеваниях принимать любое дорогостоящее и болезненное лечение, при душевных недугах отказываются принимать горькие лекарства из рук Божиих?

Авва Дорофей говорит: «Спасение есть дело столь великой важности, что без постоянного контроля за состоянием своей души оно невозможно. Каждый человек всегда должен внимательно наблюдать за собой и замечать непрестанно, где он, чего достиг и в каком устроении находится. Дело спасения требует непрестанного самоиспытания. Ведь мы подобны людям, которые держат путь в Иерусалим. Одни прошли пять верст и остановились, другие совершили половину пути, а иные, выйдя из города, просто находятся за его воротами. С теми, кто находится в пути, случается разное: кто-то пройдет немного и возвращается обратно, кто-то уклоняется в сторону, а кто-то, дойдя до самого города, так и не входит в него. То же бывает с христианами, намеревающимися стяжать добродетели. Кто-то останавливается сразу, а кто-то – на полпути. А иные вовсе ничего не делают и остаются в мирских страстях. Иные совершают немного доброго, и опять разоряют это а некоторые разоряют и более того, что совершили». Потому, учит авва Дорофей, каждый из нас должен замечать, где он находится, и рассматривать свое состояние. Но за некоторыми страстями (и печаль относится именно к ним) наблюдать бывает очень непросто, поскольку они нами не осознаются как пороки и болезни души. Как же в таком случае исследовать себя? Если мы посмотрим, как в зеркало, в святоотеческие творения, то увидим, что с нами не так.

Протоиерей Андрей Канев,

руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

Православная газета

№48 (657) / 19 декабря ‘11

21 марта 2013г.