В Москве строят самый новый Иерусалим
В московском храме Покрова в Ясеневе из иерусалимского мрамора создали копии святынь Святой земли: Гроба Господня, Камня помазания, Голгофы, пещеры Рождества Христова и гробницы Богородицы. Смогут ли эти копии заменить настоящие святыни?
Копия помогает вспомнить
«Вот молодцы», — бормочет себе под нос мужчина с седыми усами, вставая на колени перед копией Камня помазания и касаясь лбом розового иерусалимского мрамора. Рядом с ним старательно прикладывает щепоть ко лбу и животу его сын. В «пещере» полумрак, горят лампады, пахнет ароматическим маслом, доставленным из Иерусалима. Таким же маслом в Храме гроба Господня натирают Камень помазания. Дождавшись, когда мужчина выйдет из Кувуклии, я спрашиваю, какие чувства он испытывал, когда прикладывался к копии святыни. «Самые теплые, потому что я вспоминаю, как был на Святой земле», — отвечает Алексей. По его словам, больше всего его притягивает именно копия Кувуклии (часовни Гроба Господня). «Когда здесь находишься, то вспоминаешь, что вот в этом месте лежал Господь, — делится своими ощущениями мой собеседник. — Прикасаешься к этой плите и мысленно переносишься в те места». Ярче всего Алексею вспоминается момент, когда он стоял в очереди в Кувуклию, и православные, повинуясь душевному порыву, неожиданно запели «Христос Воскресе». «Мы пели безо всякого стеснения, хотя вокруг были толпы людей и все с удивлением смотрели на нас, — говорит Алексей. – А мы даже не замечали их. Мы славили Бога совершенно искренне, славословие шло из самого сердца». Сейчас, при взгляде на копии святынь, Алексею есть что вспомнить. Я тоже бывал в Иерусалиме, и могу свидетельствовать, что святыни воссозданы достаточно точно и даже вызывают сходные чувства. Да и в самом храме атмосфера чем-то напоминает атмосферу в Храме Гроба Господня, и хочется посидеть в нем подольше. Испытают ли что-нибудь подобное люди, которые никогда не были в святом граде?
Копия помогает почувствовать то, чего не видел
«Насколько человек верит — не в Кувуклию и не в Камень помазания, а насколько он верит в Господа – настолько у него и будет благоговейное чувство», — считает староста храма Татьяна. В Иерусалиме она никогда не была. Тем не менее, участие копий в богослужении, по ее словам, помогает ей настроиться на события жизни Христа. Дело в том, что в Покровском храме на двунадесятые праздники рассчитывают перемещать центральную точку богослужения к копии соответствующей святыни. Так на Великую пятницу вместо алтаря плащаницу положат на «Голгофу», затем переместят на «Камень помазания», а с него — унесут в «Гроб Господень». На Пасху центр богослужения будет сосредоточен именно в пещере погребения. На Рождественской службе фокус сместится к «Вифлеемской звезде», вделанной в пол «пещеры Рождества». Конечно, преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь по-прежнему будет происходить в алтаре.
Останутся несколько копий, которые не будут задействованы в богослужении — это «колонна огня» (копия колонны на входе в храм Гроба Господня, по приданию рассеченной ударом молнии) и водонос из Каны Галилейской (копия одного из пяти сосудов, упоминаемых в Евангелии). Создатели копии надеются, что все это поможет молящимся глубже переживать евангельские события, воспоминаемые на богослужении.
Копии выполнены из розового мрамора, который добывают в 15 километрах от Иерусалима и который похож на тот, что использовался в Храме Гроба Господня. Кроме того, по мнению старосты, в настоящем Храме Гроба Господня существует особая атмосфера, и ее отчасти удалось воссоздать и в ясеневском храме. Глядя на паникадило, по афонской традиции украшенное страусиными яйцами, сложно не согласиться с этими словами. С паникадила взгляд падает на сицилийскую мозаику, которой богато украшен храм.
«Мы не претендуем на уникальность»
Интересно, что в изначальном проекте храма ничего не было: ни мозаики, ни копий святынь. Да и сам храм возник по вполне прозаической причине — людям стало тесно.
На воскресной службе в храме Первоверховных апостолов Петра и Павла (подворье Оптиной пустыни) бывает около 400-500 причастников. В конце девяностых приход разросся до такой степени, что на двунадесятые праздники людям приходилось стоять на улице. Тогда прихожане написали письмо патриарху Алексию II с просьбой о строительстве в районе нового храма. Площадку под строительство начали огораживать в апреле 2008 года на территории фруктового сада на улице Айвазовского. Каждое дерево было аккуратно выкопано, упаковано и перевезено на подворье, где как раз пустовала земля. Все деревья прижились.
К настоящему моменту храм Покрова возведен под купол, ведутся работы по благоустройству территории и внутренней отделке храма. Часть активных прихожан переместилась в новый храм, по выходным здесь бывает около 300 причастников. В цокольном этаже уже освящен крестильный храм в честь святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Декоративные ниши в новом храме появились по ошибке — в проекте их не было. Но коль скоро рабочие эти ниши сделали, встал вопрос о том, как их использовать. Настоятель храма игумен Мелхисидек (Артюхин) как раз незадолго до этого побывал в Иерусалиме и на Сицилии, где познакомился с образцами местной мозаики. Ему и пришла в голову идея разместить в нишах копии святынь, и совместить их с мозаикой. Предполагается, что мозаикой будет украшен также верхний храм, мозаика полностью покроет его стены. Храм сможет вместить до 850 человек.
Мозаику с утра до вечера набирают добровольцы из числа прихожан. Обучаются — в процессе работы. Полностью украшенные мозаикой храмы — большая редкость, тем не менее Татьяна не считает, что в Ясеневе создается нечто уникальное. «Мы не претендуем на то, что создали в Москве второй Иерусалим, – считает староста. — Сами мы пока не можем сказать определенно, для чего делаем “Икону Святой земли”, мы оставляем это решение Богу». Храм же, по словам старосты, просто хочет поделиться тем, что имеет, с другими людьми.
Кирилл Миловидов