Так нужно ли крестить младенцев?

Часты упреки протестантов, особенно баптистов: «Как вы можете крестить младенцев? Крещение – это не плотской нечистоты омытие, а обещание Богу доброй совести. Как же крестить младенцев, если они не могут обещать этого Богу?» Здесь нужно обратить внимание на следующее. Во-первых, это не очень точный перевод со славянского на русский: если взять славянский текст Священного Писания, составленный Кириллом и Мефодием, мы увидим, что он точнее выражает смысл. Греческий текст также согласен, что Крещение – это не обещание Богу, а испрошение у Бога доброй совести. То есть в таинстве Крещения мы испрашиваем у Бога особого благодатного действия на нашу совесть. С другой стороны, в Священном Писании этот вопрос действительно замалчивается, нигде это не указано. И возникает недоумение: важно ли было это для апостолов, раз эта тема обходится стороной? На самом деле тема, которая не поднимается,  очевидна: что об этом говорить, если и так все понятно? Поэтому о Крещении младенцев было все абсолютно понятно. Крещение стало заменой, или преображением того ветхозаветного обряда, который был совершен в восьмой день над Младенцем. Как человек в Ветхом Завете входил в народ Божий? Через обрезание. А в Новом Завете, который призван упростить отношения человека с Богом, сблизить, неужели Господь будет усложнять какими-то указаниями или дополнительными трудностями приближение к Себе? Поэтому Крещение, как вхождение в народ Божий, воспринималось начиная с восьмого дня.
 
height: 373px" }
В Крещении давалось человеку имя. Господь, чтобы никто не перепутал смысл Его прихода в мир, предсказал через Архангела, как нужно называть Своего Сына, Божественного Младенца: Иисус, что значит Спаситель – Спаситель человека от вечной смерти. Все человечество в Адаме согрешило, и природа человеческая смешалась с грехом. Плата за грех есть смерть именно потому человек стал смертен, что грех стал его второй природой. Все согрешили, все лишены славы Божией. И вот приходит в мир Богочеловек, Бог, воплотившийся в человеческом образе, взявший на Себя человеческую природу, чтобы освятить, очистить, наполнить ее Своим Божеством, преобразить и изгнать из человеческой природы смерть вечную. Когда Господь прошел путем жизни человека, для всех людей на Земле вновь открылась возможность приобщения к Богу, примирения с Ним, спасения. Часто люди не понимают термина «спасение» и часто спрашивают: «А неужели Бог не спасет того или другого человека? Пусть он был некрещеный или не верил во Христа – он же был добрым человеком, много доброго делал».
 
Здесь нужно оговориться: добрыми делами человек не спасается. Даже самые удивительные праведники Ветхого Завета по своей смерти оказывались в темницах ада, потому что мостика из вечной смерти к вечной жизни не было. Если человек надеется на добрые дела, устраняется смысл жертвы Христовой: если бы можно было человеку спастись какими-нибудь добрыми делами, неужели бы Господь это спасение не принял, неужели бы не взял такого человека в вечную жизнь? Это невозможно было. Поэтому понадобилась такая великая Жертва, искупительная Жертва, Жертва спасения, чтобы разрушить власть духов злобы над человеческими душами: наша погибель состояла не в нарушении каких-то юридических законов, а в повреждении человеческой природы человек, разорвав связь с Богом, вступил в общение с демоническим миром. Соответственно, спасение должно состоять в разрыве связи с этим миром, служения и рабства духам злобы, в восстановлении связи с Богом. Собственно, это и означает слово «религия» – восстановление связи с Богом.
 
Иной раз спрашивают: «Спасутся ли те, другие, иноверцы?» Господь пришел для спасения всех. Конечно, у всех есть этот шанс, ибо Евангелие проповедано всякой твари, и всякое живое существо, способное слышать слово Божие, воспринимать его, слышит о Христе. Вопрос в другом: как человек реагирует на эту благую весть – с готовностью исполнить это слово или с противлением воле Божией. Вопрос именно в этом: как человек обращается ко Христу? Путь ко спасению один – через Христа. Он есть Путь, Истина и вечная Жизнь. Шансы есть у всех. Конечно, шансы разные. Один шанс у русского человека. Гораздо менее значительны шансы американцев, еще менее значительны для современных европейцев, потому что там христианство практически сведено на нет – само упоминание о Христе, Рождестве Христовом, выдавливается из жизни современной западной цивилизации: если люди хотят поздравить друг друга с Рождеством Христовым, то им не найти открытку, где были бы эти слова, там бывают только «С новогодними праздниками» или просто «С веселыми днями» про Рождество Христово редкий современный школьник на Западе сможет что-то сказать.
 
Спасение есть. Христос Иисус Спаситель. Но Господь не может спасти нас без нашего на то произволения. Это дивная загадка, непонятная, страшная загадка свободы человека. Древние философы ломали голову над вопросом, может ли Бог создать такой камень, который Сам поднять не сможет греки не смогли ответить на этот вопрос – ответили христиане... Таким камнем является человек. Бог создал человека, но Он не может спасти его без человеческого желания. Дай Бог всем нам с вами, дорогие братья и сестры, больше всего на свете искать Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится.
 
Протоиерей Евгений Попиченко

Православная газета


№2 (611)  / 11 января ‘11

 

21 января 2013г.