Готовясь к таинству Крещения
Греческий церковный историк Сократ Схоластик, живший в V веке, писал: «Кто захочет знать, как поступали дивные и боголюбивые мужи, что делали и говорили они, тот пусть прочитает особую книгу «Лавсаик», написанную епископом Палладием». В этом повествовании о жизни святых и блаженных отцов каждый найдет немало поучительных историй, в которых приводятся примеры подлинной жизни христианской. Той жизни, при которой душа человека, желающего подвизаться во Христе, должна или сама верно изучить то, чего она не знает, или других ясно учить тому, что узнала, – говорится в «Лавсаике». А названа эта книга была по имени «отличнейшего мужа» Лавса, который служил при благочестивом императоре Феодосии Великом и пожелал получить описание жизни «непобедимых подвижников». Он отправил автора, инока Палладия с «великим тщанием» посетить тогдашние монашеские центры и «с большим усердием собрать сведения о жизни святых блаженных отцов и некоторых жен». И тот уверенно шел избранным поприщем, дабы как можно больше узнать о подвигах христиан и представить их описание «к нашему соревнованию и подражанию добродетелям». Замечательный урок всем нам, желающим в другие времена узнавать о законах и препонах жизни христианской, чтобы, выполняя первые и преодолевая вторые, жить по вере и искать спасения.
И начало этой жизни лежит в Крещении, потому наш урок Православия будет посвящен этому церковному таинству и правильной подготовке к нему. Крещение – таинство, к которому стремятся многие люди, только почувствовав веру или желая приобщиться к жизни Церкви. Господь в Священном Писании говорит нам: «Кто будет веровать и креститься, тот спасен будет, кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Крещение – это необходимое таинство, без него спасение человека невозможно. Это основа веры. Никакого другого мнения у святых отцов не встречается. И мы должны понимать, что быть христианином без Церкви или Крещения невозможно. Крещение – это доказательство того, что ты веришь во Иисуса Христа. Но сколько заблуждений и откровенно кощунственных представлений о христианстве можно услышать от тех, кто уже крещен или только собирается принять таинство Крещения...
Этого плена заблуждений люди не замечают или за грех не считают. Они продолжают жить в Церкви, приступая к таинствам Исповеди и Причастия, думая при этом, к примеру, что все религии равны и ведут к одному Богу, что истина находится не обязательно в Церкви и достаточно просто верить, а как верить – это уже не важно. И потому прежде, чем приступить к таинству Крещения, необходимо избавиться от ложных взглядов на Православную веру, а значит, нужно получить основательную подготовку, тем более что таинство это совершается в нашей жизни лишь однажды, – в Символе веры мы исповедуем, что
Крещение совершается один раз. И безответственный подход к собственному духовному рождению вряд ли станет хорошим началом последующей настоящей христианской жизни. Так что к этому таинству человек должен быть подготовлен особо. Если человек подошел к Крещению без подготовки, например, не зная о вере, то в самом Крещении он интеллектуально не изменится. Господь послал апостолов, чтобы учить людей, Он дал закон, по которому каждому человеку нужно научиться вере от людей. К сожалению, нередко встречается обратное: человек о Христе ничего не знает и, не желая никакой учебы, ищет, как бы ему покреститься без проблем.
Каковы причина и цель такого Крещения? Мы знаем, что бывает много неподобающих причин. У нас в храме был опыт сбора ответов на простой вопрос: «Что вы хотите получить от Крещения, зачем вы пришли креститься?». И 60% пришедших на первую беседу для подготовки ко Крещению ответили, что они ходили к гадалке или экстрасенсу, где им сказали, что сначала они должны покреститься, и только потом будет возможно... приворожить любимого, узнать будущее, почистить карму, полечиться, снять сглаз. Вдумаемся, насколько это страшно выглядит: человек приходит к купели Крещения, чтобы тут же Христа предать и самому духовно погибнуть. Мы же должны понимать, что обращение к оккультизму это смертный грех – смерть души.
ЕСЛИ Церковь не проверит намерения человека, не узнает причины, побудившие его ко Крещению, то она может оказаться в роли полководца, который думает, что раздает оружие для защиты родины, а оно оказывается в руках врагов, предателей и дезертиров.
Но о победе веры, о торжестве Православия не может идти речи, если все пустить на самотек. Вступив на узкий путь спасения, человек не сможет двигаться по нему в нужном направлении. Он не сможет и сражаться за собственную душу, отбивая нападки невидимого и очень коварного противника – врага рода человеческого. Что будет, если отправить безоружного и неподготовленного человека во вражеский стан?
И не то же ли самое – отпустить непросвещенного христианина на верную погибель души и тела к колдуну, гадалке, экстрасенсу? Это наше горе.
Но вернемся к нашей статистике. Среди остальных 40% готовящихся ко Крещению мы тоже получаем неутешительные ответы. 15% опрашиваемых пришли креститься, чтобы поправить здоровье еще 15% – это люди, которые пришли потому, что у них возникли жизненные неудачи и после Крещения они надеются получить успех в бизнесе, шанс создать семью, и тому подобные мотивы. Оставшиеся 10% людей приходят креститься, потому что у них появился интерес к Церкви как к старой русской традиции.
За два года ведения такой статистики мы не встретили ни одного человека, который бы сказал, что он пришел креститься ради Христа и спасения души. Это дало повод по-особому отнестись к подготовке к таинствам вообще, и таинству Крещения особенно. И было понятно, что нужно много заниматься с человеком прежде, чем он поймет, что с ним произойдет во время Крещения. Если человек не подошел с верой ко Крещению, он веру в этом таинстве не получит. Потому что вера должна быть «от слышания» – надо научить человека вере. Это первый и главный момент – получение веры в виде правильных знаний о Боге, о Церкви, о христианской жизни.
Когда мы произносим слово «учеба», то за ним, как правило, следует уточнение: в школе, в вузе, на курсах. И сразу угадывается срок обучения – в общеобразовательной школе учатся 11 лет, в высшей – как правило, 5, курсы, семинары, тренинги занимают когда месяцы, а когда недели и дни. А вот услышав впервые о научении вере, каждый ли сможет, пусть приблизительно, назвать продолжительность такой учебы?
По опыту приходской огласительной деятельности мы получили представление о временных затратах на подобные занятия. В час невозможно уложиться. И если говорить о серьезной подготовке, то и 2-3 беседы – это не очень удачный вариант. Давайте представим себе такую ситуацию: неожиданно нам нужно сдать экзамен по ядерной физике. Если нам сейчас за три часа расскажут о ядерной физике, то мы, не будучи специалистами в этой области, мало что усвоим, – а у нас экзамен! И что мы на него принесем, какие знания, какие опыты сможем провести?
Люди приходят и говорят – зачем нам учиться вере? Они рассуждают: «мы же русские, мы знаем о вере, читали книжки, ходим на Крещение за водой, а на Пасху освящаем куличи». Но когда начнешь разбираться, спрашивать их, как они верят, то понимаешь: в душах людей есть много всего, но христианских понятий мало – здесь и ереси, и суеверия, и самый настоящий оккультизм.
Потому проводить две-три огласительные беседы с человеком, который принял решение креститься, живя в нашем современном мире, в котором перепутаны духовные понятия, явно недостаточно: не получить ему за несколько занятий глубоких знаний, правильных переживаний, а значит, и серьезного результата такие беседы не дадут. Ведь мало рассказать человеку о вере. Его необходимо еще и некоторым образом проэкзаменовать или, скажем мягче, получить обратную связь – узнать, что он понял, как понял, не переиначил ли услышанное? И это не формальная проверка. Человек должен сначала узнать основы веры, а потом внятно рассказать, что он понял. У нас были такие случаи, когда человек послушал и остался очень недоволен услышанным – он спорит, ему такой Бог, о Каком он слышит в Церкви, не нужен, Он ему не нравится.
И человек, опять же по своей свободе, должен выбрать: принимает ли он такую веру или нет? Потому что можно и не принять, уйти, думать и созревать далее.
ВТОРОЙ необходимый момент подготовки к Крещению, кроме того, что человек уже знает основы веры, – это покаяние. И здесь необходимо говорить уже о жизни человека. Человек перед Крещением должен проанализировать свою жизнь, он должен ее в буквальном смысле перетряхнуть: подходит ли то, к чему он привык, к тому, как он должен жить сейчас? Происходят страшные трагедии, когда неподготовленный человек принимает Крещение, а после живет так же, как жил до него, – потому что ему никто не сказал, что жить так нельзя. Мы будем архинаивными людьми, если будем думать, что само Крещение не только изменит ум человека, но без его желания изменит и его сердечные чувства.
И любой пастырь может проверить эти слова на практике, если он спросит у своих прихожан, у кого после Крещения были аборты, измены, разводы и другие страшные грехи. Задайте вопрос: «а почему ты это сделал?» – как часто и с каким сокрушением люди отвечают: «как жаль, что мне никто не сказал, что я делаю ужасные преступления». Действительно, откуда они должны были эти знания получить, если вокруг все делают эти поступки, не считая их грехами?
При подготовке к Крещению человек должен знать, от чего именно он отрекается, отрекаясь от сатаны в чине Крещения. Этот вопрос задается уже возле самой крещенской купели: «Отрекаешься ли ты от сатаны и его дел»? А от каких дел он должен отречься, если он собой и своими делами доволен, этими делами живет – ясно, что и после Крещения он будет делать то же самое.
В статье журнала «Нескучный сад» «Побег из абортария» была приведена история о крещеных молодых людях, которые, любя друг друга, желали избавиться от ребенка. Сам юный Ромео был из многодетной верующей семьи, и именно потому он представить не мог, как о своей любви и о своем внебрачном ребенке сказать отцу, человеку властному и категоричному. Парень постоянно повторял психологу: «Аборт – это единственный выход, вы просто не представляете, что будет! Папа считает отношения до брака недопустимыми!» И когда девушка все же ушла в операционную, в тот кабинет, откуда выходят уже без ребенка, психолог смогла повернуть разговор с парнем на тему отцовства. И ей удалось объяснить юноше, что он не только сын, но и отец, и тоже несет ответственность за своего нерожденного ребенка. И слушаться и бояться в этой ситуации надо прежде всего Отца Небесного, Который не велит убивать. И что потом его строгий папа будет благодарен сыну за то, что он не преступил заповеди Божией. И юноша, что называется, «дозрел», бросился открывать двери, за которыми его любимая стояла уже в стерильном халатике. Забрал, увел, спас – сразу троих! Хорошо, что рядом с этой парой в роддоме оказались эти женщины-подвижницы, которые в прямом смысле отодвинули будущих маму и папу от гибели их душ, а их ребенка – от реальной гибели.
Необходимы для Крещения два условия: знать основы веры и основы жизни по заповедям, попытки их выполнять. Человек, желающий креститься, уже должен пытаться молиться, бороться с грехами, со страстями, то есть начинать изменять свою жизнь. А само таинство Крещения действительно дает ему и силы, и возможности, и, самое главное, очищение совести. Человек должен понимать, что прежняя грязь теперь очищена, к ней больше нельзя возвращаться. Только тогда Крещение будет действительно во благо. И только после этого он рождается в общину. Перед Крещением мы расскажем ему о Церкви, о таинственной жизни, о том, что необходимо быть в воскресенье на Литургии, что надо исповедоваться, причащаться. И тогда человек, осознанно крестившись, понимает, что он становится частью общины, и никакой соблазн не оторвет его от веры.
ОБЩИНОЙ в христианстве (от слов «общее», «общность») называют верующих одного храма, объединенных любовью ко Христу и находящихся в Евхаристическом общении. Православный христианин живо осознает свою принадлежность к общине. Русский философ и богослов Алексей Степанович Хомяков писал: «Мы знаем – когда падает кто из нас, он падает один но никто один не спасается. Спасающиеся же спасаются в Церкви, как члены ее, и в единстве со всеми другими ее членами». Именно община несет в себе трепет к церковной жизни, которая заповедана нам Господом и апостолами. И, живя этой жизнью, каждая клеточка Тела Христова питается и освящается животворящей Кровью Спасителя.
Замечательно крестить людей на Крещальной литургии – этот чин был возрожден по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Становится понятно, как происходит рождение в общину, когда человек на глазах у всех прихожан выходит из купели. Чин Крещальной литургии подчеркивает особое торжественное положение новокрещеных: они стоят посередине храма с зажженными свечами, первыми подходят к Причастию, их имена поминаются особым образом. Это для каждого крещаемого показатель, что он дорог общине, что она его действительно рождает. А если говорить о подготовке, которая идет несколько месяцев, иногда год и более, действительно получается, что человек рождается в общину. После Литургии все идут ко кресту и поздравляют «новорожденного» христианина, потому что уже знают, как его зовут и что он сегодня крестился. Заметно, что правильно подготовившийся человек реально чувствует очищение совести, и чем глубже его покаяние, тем он больше чувствует значимость Крещения, необходимость борьбы, силу Божию в себе... Вот так происходит действие таинства. Поэтому к Крещению необходимо готовиться.
Еще мы решили особое внимание обратить на категорию прихожан, чьи вопросы в программах «Архипастырь» или «Беседы с батюшкой» звучат порой особенно пронзительно. Это жители маленьких городов и сел, которых окормляет один-единственный священник. И этому пастырю доброму некогда, просто физически невозможно уделить достаточно внимания каждому человеку, индивидуально заниматься оглашением, углубляться в его прошлое, вести за руку по-настоящему. И что же делать тем, кто не мог прийти на Крещальную литургию или огласительные беседы просто из-за их отсутствия? Не будут ли для них наши рассказы про то, как должно делать, поводом для смущения или огорчения? «О чем вы толкуете – нам до этого как до неба! И ничего из услышанного мы выполнить не сможем».
Ответим на эти недоумения. Мы должны понимать, что бывают исключения, бывают какие-то приходские или географические особенности. Я сам из северного поселка, где храма не было. Слава Богу, он только-только строится.
Нередка такая ситуация: в отдаленный населенный пункт приезжает в командировку священник, которому за очень короткое время надо много сделать, и он крестит без всякой подготовки – лишь бы было Крещение. Но мы должны понимать, что это не норма, а исключение, которое с возрождением веры и Церкви будет исчезать из нашего опыта. Это ситуация преодоления советского кризиса, которым Церковь еще больна, но, я надеюсь, в ближайшее время переболеет.
ВСЕ-ТАКИ сейчас мы не страдаем от отсутствия информации. И добыть знания о вере и Церкви можно без особого труда. Вся нагрузка ложится на человека, который может исполнить совет святителя Игнатия: поскольку мало или почти нет в современной жизни носителей Святого Духа, нужно учиться у святых отцов. Можно найти книги в церковных лавках и приходских библиотеках, выписать их по почте. Можно получать информацию и в интернете. Сейчас, при государственном стремлении всех информировать, к интернету доступ очень широкий. Есть сайты миссионерских отделов Патриархии, различных епархий, и нашей митрополии тоже.
В книге «Лавсаик», с которой мы начали урок о подготовке к таинству Крещения, описаны добродетельное подвижничество и «чудный образ блаженных и святых отцов-монахов и отшельников, для возбуждения нашей ревности к подражанию вести жизнь Небесную». На страницах «Лавсаика» вниманию читателя представлены рассказы о великих, строгих подвигах почти ста святых мужей. Но мы остановимся лишь на одном примере, весьма подходящем для завершения нашего занятия. В свое время этот урок некий Павел (впоследствии святой Павел Простый) преподнес преподобному Антонию Великому. Святой Антоний, не желавший брать уже немолодого и совсем неопытного в духовной жизни мирянина к себе в ученики, отказал Павлу, но тот настаивал: «Хочу быть монахом!» Тогда святой подверг старца испытаниям: сначала он оставил Павла стоять неподвижно под зноем целую неделю. Затем велел плести из пальмовых ветвей веревку, а после распускать ее и снова плести, велел простецу разбить сосуд с медом и собрать мед служить неделями братиям за трапезой и ничего самому не вкушать.
И только после многих испытаний Великий Антоний, видя, что старец ревностно подражает ему во всяком роде подвижничества, сказал ему: «Брат! Если ты можешь ежедневно так подвизаться, то оставайся со мною». И Павел Простый остался... Как тут не вспомнить слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам ищите, и найдете стучите, и отворят вам ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят!»
Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть, – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную.
В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение все остальные священнодействия относят к числу обрядов. Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. В XV веке святой Симеон Солунский говорил о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном характере монашеского пострижения. Его современник митрополит Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше», давая список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма.
В каждом таинстве есть видимая сторона, включающая в себя само чинопоследование, то есть слова и действия участников, «вещество» таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии), а есть и невидимая сторона – духовное преображение и возрождение человека, ради чего и совершается все чинопоследование. Собственно «тайной» и является эта невидимая часть, остающаяся за пределами зрения и слуха, выше разума, вне чувственного восприятия.
Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии