Страсть чревоугодия
Хотя основное вместилище страстей – наша душа, их орудием нередко служит тело. Сегодня наш разговор пойдет о плотской страсти чревоугодия – она не только возглавляет перечень всех страстей, но и названа святыми отцами дверью для всех остальных.
В программе телеканала «Союз» гость, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Божией Матери протоиерей Андрей Канев, отметил: «Христианин, который пытается поститься, говорит, что борется с чревоугодием достаточно хорошо. Для победы, казалось бы, не так много и нужно: поститься каждую среду и пятницу и в течение четырех больших постов, и все – страсть побеждена! Почему же святые отцы называют ее дверью другим страстям в душу человека?»
Приведем простой бытовой пример. Люди, следящие за своим весом, знают: если потреблять много калорий, то и энергии в человеке накапливается много. Но когда человек любит свое тело, эти силы он тратит не на физический или духовный труд, а переводит накопленную энергию в другие страсти. Недаром святые отцы утверждают, что страсти связаны между собой.
Если внимательнее присмотреться, как действует в нас страсть чревоугодия, то можно увидеть, что чревоугодие делится на чревобесие и на гортанобесие.
Чревобесие – «беснование о чреве» означает, что пищу и питье употребляют не только на потребу, но и ради удовольствия, сверх меры, то есть по страсти. А гортанобесие – это «беснование об услаждении гортани», когда человек становится слишком разборчивым или изобретательным в пище или питии, любит до пристрастия всякие лакомства, которые столь для него вкусны и приятны, что ему не хочется сразу их и глотать.
Можно сколько угодно описывать болезнь, говорить о ее симптомах и формах, но лечить нужно не саму хворобу, а ее носителя – больного, человека а у него кроме этого недуга есть еще немало особенностей, которые необходимо учитывать, приступая к лечению. Говоря о борьбе со страстью чревоугодия, очень важно понимать, о каком человеке идет речь – какую ступеньку церковной и духовной жизни он уже преодолел, на которую еще собирается шагнуть? Может быть, речь идет о тех, кто только-только присматривается к приступочку, готовясь впервые в жизни подержать пост Страстной седмицы? Или мы говорим о подвижнике, для которого невкушение пищи на первой седмице Великого поста в порядке вещей, и иначе он не мыслит вступать в это духовное странствование?
Отец Андрей Канев призывает: «Непременно нужно соблюдать посты. Человек, делающий это, уже знаком с церковной дисциплиной. Но давайте говорить о началах аскетики для мирян, а не для египетских подвижников II-III веков. Если современный человек научился поститься и делает это ровно, то можно говорить и о более тонкой борьбе с чревоугодием. Страсть многоступенчата, как и добродетель – и с первого этажа на десятый не шагнешь.
Если вести тонкую борьбу с чревоугодием, то не следует объедаться и злиться не только в посты, но и в остальное время. Из поста мы ровно должны перетекать в обычное время – не ублажать себя, готовить простую пищу, бороться с любовью к лакомствам. Один из способов борьбы – соблюдение режима питания: очень важны регулярное время приема и определенный объем пищи. Это большой труд для людей, привыкших к фаст-фуду. Если днем человек не ел, а вечером переел, вся духовная жизнь может закончиться, места на нее не останется: сытое брюхо к молитве глухо».
В богословских трудах преподобного Нила Синайского есть утверждение, что чревоугодие – «начало страстей», потому что оно «рождает сластолюбие и многие другие пороки. Из чревоугодия, как ветви из ствола дерева, произрастают другие страсти. Сребролюбие, гнев, печаль и другие изъяны суть плоды и порождения чревоугодия». По учению преподобного Нила, характерная душевная особенность человека, объятого страстью чревоугодия, – жажда услад.
«Для чревоугодных людей, – говорит преподобный Нил, – мало разнообразия во вкусе и запахе приготовленных яств, им нужна и разнородная окраска, которая должна возбудить вожделение пищи, дабы еще до начала пиршества усладить взор. Для того, чтобы тешилось обоняние, они добавляют в пищу приятные пряности, а чтобы яства услаждали гортань, смешивают вещества с разными свойствами: сладкое и острое с горьким и соленым. Не лишают чревоугодники утехи и зрение: для принятия пищи изготавливают живописную раскрашенную посуду». И потому страсть чревоугодия – не столько внешнее качество, сколько внутреннее, душевное свойство человека – жажда услад, легко овладевающая всей его душой. И в этом случае человек сознательно, по собственной свободной воле переиначивает неотвратимую и естественную потребность питания, делая ее причиной и источником наслаждений. А когда возобладает телесное, то все иное погружается в сон: и ум, и душа, и сердце. И чтобы не подпасть под влияние этой пагубной страсти, преподобный Нил предлагает нам «не терять много времени для угождения плоти, но чистым умом трезво служить Богу, не отягощая помысел вскармливанием плоти и запахом яств и не потакая сластолюбию чрева». А это значит, что и мы, взрослые люди, так же нуждаемся в режиме питания, как и маленькие дети.
Отец Андрей Канев рекомендует: «Если соблюдать режим, то основной прием пищи придется на день. Человек поел, поработал, а к вечеру – нормально поужинал. И тогда он способен помолиться, подумать, почитать. А если он не ест в течение дня, то не сможет удержаться и не переесть. Простые вещи, но они, к сожалению, малоупотребимы в современном обществе».
Любовь к собственному телу часто проявляется в привязанности человека к сладостям вообще и к шоколаду в особенности, и неслучайно в наше время существует даже такой термин – шоколадомания, который вряд ли нуждается в расшифровке. А ведь практически каждый из нас знает, что из-за высокой калорийности шоколад используется как продукт, входящий в НЗ военных летчиков, в полевой рацион военнослужащих, в орбитальное питание космонавтов, не говоря уже о спортсменах и путешественниках. И если мы тешим себя таким энергетическим питанием, то можно не сомневаться – страсть чревоугодия в целом и такая ее форма, как сластолюбие в частности, получают мощнейшую подпитку. Преподобный Иоанн Кассиан говорит, что каждая из страстей проявляется не в одном виде. Так и чревоугодие святой делит на три вида: когда человек ест прежде установленного часа или ест до объедения, не разбирая качества пищи или же требует лакомой пищи. Отсюда и проистекают беспорядочное обжорство и сластолюбие, за которыми следуют разнообразные душевные и физические недуги, отсюда же проистекает, как проявление страсти чревоугодия, и особая любовь к собственному телу. «К страсти чревоугодия относится и любовь к телесным наслаждениям, – продложает протоиерей Андрей Канев, – нынешние увлечения СПА, массажными и косметическими салонами, кедровыми бочками, и т.п., от чего люди получают удовольствие плоти».
Святитель Григорий Нисский говорит: «Кто имеет грубый ум и погружен в земное, кто преклонился душой к телесным удовольствиям, как животные к корму, кто живет только для чрева и для того, что связано с чревом кто удалился от жизни Божией, кто чужд обетования заветов и ничего другого не считает благом, кроме телесных наслаждений – тот во тьме ходит». Но все же в сознании современных людей понятие о чревоугодии больше усвоено как вредная привычка объедаться и услаждаться различными вкусностями. Отец Андрей Канев говорит: «Хочется порекомендовать читать святых отцов – святителя Игнатия, замечательный источник аскетики, который подходит и мирянам. Он пишет о качестве пищи, о влиянии ее на душу – и приглашаю каждого человека подумать о себе и в любой страсти находить свое и не думать, что «во мне этого нет». Нужно попробовать войти в режим, побороться со сладким. И человек увидит, что страсти-то есть».
Но далеко не все готовы признать, что к страсти чревоугодия относится и любовь к телесным радостям, ведь под чревом нами буквально понимается желудок или живот, но никак не все тело. Однако святитель
Игнатий (Брянчанинов), говоря о страсти чревообъедения, перечислял в ряду ее проявлений не только обьядение, пьянство, нарушение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Святитель говорит еще о чревоугодии как неправильном и излишнем люблении плоти, из чего составляется самолюбие, от которого проистекает нарушение верности Богу, Церкви, добродетели и людям.
В одном сказании описывается, как прозорливый старец наблюдал иноков, которые сидели за трапезою и вкушали одинаковую пищу. И увидел он, что одни вкушали мед, другие хлеб, а третьи навоз. Удивился старец такому различию во вкушении и стал молиться Богу: «Господи, открой мне эту тайну: ведь на трапезе всем предложена одинаковая пища, почему же она так изменена для некоторых?». И услышал старец свыше глас, говорящий: «Ядущие мед – это те, которые со страхом и трепетом и радостью духовною сидят на трапезе. Они непрестанно молятся, и молитва их, как кадило, восходит к Богу, потому пища им кажется медом. Те же, которые вкушали хлеб – это иноки, довольные пищей, посылаемою им от Бога. А поедающие нечистоты были теми, которые при вкушении пищи ропщут и говорят: это хорошо, а это гнило. Не следует так помышлять, а надобно благодарить и славить Бога, чтобы исполнилось сказанное апостолом Павлом: едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию!»
Заканчивается сказание такими словами: «Все это сущая истина! Вспомните древних подвижников: многие из них питались одними злаками и кореньями, а между тем жили по сто лет. И посмотрите на многих нынешних христиан – они постоянно меняют пищу, при этом постоянно лечатся, но часто даже до преполовения жизни не доживают. И ясно, что первые потому жили до древних лет, что были неразборчивы и воздержны в пище и всегда принимали ее с молитвою. А последние и разборчивы, и невоздержны, и забывают порой оградить себя крестным знамением, садясь за стол. Да не будет последнего между нами», – так завершает свой рассказ повествователь и добавляет: «что Бог пошлет, тем и будем довольны, да не забудем за пищу Бога благодарить».
Размышляя о страстях и добродетелях, мы не просто расширяем свои познания о духовной жизни в Православии и не любопытства ради знакомимся с аскетическим учением святых отцов. Исследуя себя и рассматривая собственную жизнь в свете Евангельской истины, мы стремимся понять это учение и пользоваться им на практике, чтобы оно стало нашим личным опытом.
Деятельно­сть многих направлени­й Православн­ой Службы Милосердия­ осуществля­ется благодаря помощи добровольн­ых помощников­, которые по зову своей души откликаютс­я на наши просьбы и нужды. Но для организаци­и полноценно­й работы для нас не менее важна и финансовая­ поддержка. Если деятельнос­ть Службы нашла отклик в Вашем сердце, то Вы можете прямо сейчас поддержать­ Православн­ую Службу Милосердия­ и принять участие в реализации­ любого из наших проектов.
!-->!-->
16 ноября 2012г.