Памятник непобедимой стойкости православия
Памятник непобедимой стойкости Православия
На русской земле нет числа храмам и монастырям, посвященным празднику Покрова Божией Матери. Одна из таких обителей находится на Урале. Верхотурский Покровский женский монастырь был основан в 1621 году по ходатайству тобольского епископа Киприана и существовал при помощи и поддержке жителей города Верхотурья. Историю этого монастыря можно разделить на два периода.
Первый период истории монастыря
Вслед за основанием мужских монастырей на Среднем Урале появились и те, кто стремился организовать женские обители. Более всего это стремление проявилось в уральской столице, городе Верхотурье, где желающие принять монашество, не имея сил отстроить монастырский комплекс, продолжали жить среди мирян, стараясь соблюдать монашеские правила.
В 1621 году, по пути из Москвы в Тобольск, в Верхотурье остановился архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан. К нему и обратились верхотурские сестры с просьбой помочь создать монастырь. Посоветовавшись с лучшими людьми города, Архипастырь распорядился построить за Верхотурским острогом деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом с храмом кельи.
Так был основан один из первых женских монастырей на Среднем Урале и в Сибири. Первой настоятельницей обители в 1622 году была назначена игумения Анисия. Покровский монастырь существовал за счет хлебного и денежного государственного довольствия. Это жалование, особенно поначалу, когда Россия еще не пришла в себя после Смутного времени, было весомым подспорьем для занятия рукоделиями и работы в огороде.
Кроме своего прямого назначения, Покровский монастырь стал местом исправления женщин, которые нарушили семейные нормы и совершили противонравственные преступления. Известно, что здесь содержались высокородные узницы – в 1619 году в Верхотурье была сослана невеста царя Михаила Федоровича Мария Хлопова, но пробыла она в женском монастыре недолго и была переведена в Нижний Новгород. А в 1740 году Покровский женский монастырь стал местом ссылки для княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты безвременно умершего императора Петра II.
Покровский храм, по которому был назван монастырь, в течение ста с лишним лет не раз горел, перестраивался из-за ветхости.Покровский храм, по которому был назван монастырь, в течение ста с лишним лет не раз горел, перестраивался из-за ветхости. Во всех случаях помогали возобновить церковь русские цари, к которым неизменно в самых тяжелых случаях обращались сестры обители. После пожара 1651 года настоятельница монастыря, игумения Мария сама отправилась в Москву просить царя Алексея Михайловича устроить в обители новую церковь. Наконец, в 1744-1754 годах на месте старой деревянной церкви при помощи заводчика М.М. Походяшина возведен каменный Покровский храм. Здание его, несмотря на разорение в ХХ веке, сохранилось до наших дней. В храме частично уцелели настенные росписи, здесь же – остатки деревянной монастырской церкви, которые виднеются из-под земли.
Говорят, что во время освящения Покровского храма под впечатлением праздника Максим Походяшин пообещал выстроить на территории монастыря новую каменную церковь. В течение 1754-1768 годов был воздвигнут величественный Иоанно-Предтеченский храм, ставший одной из архитектурных доминант Верхотурья – его колокольня вознеслась на 50 метров. Храм этот – редкий памятник североуральского барокко, но сегодня от его былого величия сохранилось лишь жалкие руинообразные остатки.
Во время строительства Иоанно-Предтеченской церкви на обитель обрушилось большое испытание. Указом Екатерины II в 1764 году в России были упразднены многие монастыри, эта участь постигла и Покровскую обитель. После основания Екатеринбурга Верхотурье перестало быть центром деловой активности. Кроме того, страшный пожар 1738 года, практически уничтоживший город, вверг верхотурцев в бедность и, по неимению средств, они перестали оказывать помощь содержанию святой обители. Фактически монастырь существовал до 1782 года, когда умер главный покровитель обители заводчик Походяшин, но, по неофициальными данным, некоторые сестры продолжали жить в кельях, оставшихся при Покровском храме, вплоть до 1853 года.
Максим Походяшин – главный благотворитель обители
Максим Походяшин был крупнейшим заводчиком северного Урала. Его заводы во второй половине XVIII века давали треть российской меди и значительную часть железа. Говорят, что во времена Суворова благодаря походяшинским пушкам Россия с успехом закончила многочисленные тогда войны.
По преданию, Максим Походяшин рано лишился родителей, несколько лет жил в доме у брата, был неграмотным, а свою карьеру начал простым ямщиком. Местные легенды приписывают Походяшину внезапное обогащение, хотя историки говорят о постепенном его превращении в крепкого промышленника. Якобы однажды к будущему заводчику пришел один вогул, показал кусок медной руды и сказал, что знает место, где камней во множестве. Но показать это место согласился лишь за 10 рублей. Тогда Походяшин предложил ему единственную в доме дорогую вещь – кумачовый сарафан своей жены, которую безумно любил. Вогул не устоял и показал Походяшину прииск. Месторождение оказалось богатым.
С тех пор, якобы, Походяшин и стал удачливым предпринимателем, владельцем нескольких заводов. В своей столице, городе Верхотурье, он построил огромный особняк в тридцать комнат, где принимал самых важных гостей, в том числе сибирских губернаторов.
Будучи человеком религиозным, Максим Походяшин много жертвовал Церкви. На его средства были построены два храма в Покровском монастыре в Верхотурье. В дальнейшем, подобно Иоанно-Предтеченскому храму, в своеобразном стиле североуральского барокко на средства Походяшина были построены Введенский собор при Богословском заводе (ныне город Карпинск) и Петро-Павловская церковь при
Петропавловском заводе (ныне город Североуральск). Когда Покровский монастырь официально был закрыт, Походяшин продолжал помогать обители и поддерживал ее существование за свой счет.
До сих пор неизвестно, где находится могила заводчика, но местное предание утверждает, что хозяин североуральских недр по его завещанию был похоронен у построенной им Иоанно-Предтеченской церкви в Покровском монастыре.
Второй период истории монастыря
В 1853 году, после долгого неофициального существования, насельницы при Покровской церкви были приняты в епархиальное ведение под именем «богадельни». В 1896 году богодельное общежитие было обращено в Покровскую общину, а ее начальницей назначена Августа Панова, в иночестве монахиня Агния. Покровский и Иоанно-Предтеченский храмы, принадлежавшие некогда женскому монастырю, теперь стали приходскими, а приход состоял из жителей Верхотурья и нескольких окрестных деревень. Именно поэтому матушка Агния добилась разрешения построить при общине новый каменный Покровский храм, который был заложен в 1898 году и освящен в сентябре 1902 года. Более чем через сто лет, по указу Святейшего Синода, Высочайше утвержденному в 1907 году, Покровский женский монастырь был восстановлен: в апреле 1907 года община была преобразована в монастырь. Все население Покровского женского монастыря в 1909 году состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и 12 девочек из детского приюта. В начале ХХ века обитель в качестве паломников встречала важных гостей: Великую княгиню Елисавету Феодоровну, близкую подругу Императрицы фрейлину Анну Вырубову и Григория Распутина.
События 1917 года прервали мирное течение жизни Покровской обители. В 1922 году под угрозой разгона монашеская община была переименована в артель «Надежда», но в 1924 году и она была закрыта, после чего на территории монастыря по приказу советской власти был организован детский дом. Игумению Таисию арестовали. Сестры разошлись по домам, продолжая вести духовную жизнь, но в начале 1930-х годов большинство из них были осуждены за «членство в низовой группе контрреволюционной организации» и сосланы в Сибирь и Казахстан. В 1940-е годы сестры возвращаются в родное Верхотурье после всех ужасов ссылок, тюрем и лагерей. Их собралось до 50, они расселились по частным домам и тайно продолжали жить согласно монашескому укладу. Именно эти тайные молитвенные дома и подпольные приходы и пронесли до наших дней непогасшую свечу Православия. Из более чем тысячи молитвенных зданий, существовавших в начале ХХ столетия на Среднем Урале, к 70-80-м годам продолжало действовать лишь 19 храмов и 2 молитвенных дома. Какие по своей силе и правде молитвы произносились в этих храмах-исповедниках, какие горячие лились слезы, какой необыкновенной силы и искренности были чувства веры, верности, любви и сострадания! Эти храмы не просто памятники непоколебимой стойкости Православия, в них сосредоточена Божия благодать, обретенная молитвами и терпением в основном безвестных молитвенников ХХ столетия.
В те же годы из лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (в схиме Иоанн) и втайне от властей стал служить Божественные литургии, крестить и исповедовать. Он и монахиня Олимпиада сыграли большую роль в духовном окормлении монастырских сестер. В последние годы жизни отца Иоанна (он умер в 1961 году) слава его как молитвенника и исповедника выросла необычайно – множество людей приезжало к нему, прося его молитв и успокоения души. В 1992 году прах его, по благословению архиепископа Мелхиседека, был перенесен и похоронен возле алтаря Преображенской церкви в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре. Последней из сестер монастыря была схимонахиня Магдалина, прожившая 100 лет и умершая в 1983 году.
25 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. 15 октября 1996 года совершилось освящение престола и храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тогда же из домовой церкви в храм были перенесены святые мощи Христа ради юродивого Космы и упокоены с правой стороны иконостаса. По Божию произволению в храме находится чудотворный образ – икона Божией Матери «Умиление».
Материал подготовила Лидия Ежкова